Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Неизменившие православию вельможи и дворяне строят церкви и монастыри


Неизменившие православию вельможи и дворяне строят церкви и монастыри

Впрочем, следует сказать, что многие вельможи и дворяне остались верными православию в XVII и даже отчасти в начале ХУШ века. В указанное время оставались в православии следующие дворянские фамилии или их ветви: Друцкие-Горские, Корибуты- Вишневецкие, Огинские, Соломерецкие, Ходкевичи, Тышкевичи, Корсаки, Скумйны, Володковичи, Сурины, Гарабурды, Воловичи, Войны, Зеновичи^ Суходольские, Стабровские, Селицкие, Селявы, Стет- кевичи, Уцеховские, Долматы, Каменские, Копти, Мирские, Ставецкие, Стоцкие, Абрамовичи и многие другие. Одни из них учреждали новые монастыри и церкви или благотворили прежним, причем обыкновенно приговаривали и заклинали, чтобы эти монастыри и церкви всегда оставались в православии, в послушании православному Константинопольскому Патриарху или киевскому митрополиту, или же отдавали их в опеку сильнейшим монастырям, каковы Виленский Свято-Духовский и Киево-Печерский. В XVII веке, в царствование Сигизмунда III, в Белоруссии и Литве основаны были православными вельможами и дворянами следующие православные монастыри: Грозовский Иоанно-Богословский, Минской губ., в 1600 г. – Мартином Володковичем; Новодворский монастырь Минской губ., около. – Григорием Володковичем при церкви, в которой находилась икона Богоматери, писанная, по преданию, св. Петром, Митрополитом Киевским и ВсеяРуси, на Волыни, в устроенном им монастыре на урочище Новом Дворе; в Брагине-Ключе Минской губ., мужской и женский монастыри в 1609 г. –князем Адамом Корибутом-Вышневецким и женой его Александрой Ходкевич; в Пинске, Полозовский монастырь, около 1614 г. – Гарабурдою; Цеперский монастырь Минской губ., в 1618 г. –К. Б. Долматом; в Минске, Петропавловский женский монастырь, около 1618 г, – Анною Стеткевич, урожденною княжною Огинскою; в Могилеве, Богоявленский монастырь, со школами, в 1618–1619 г. – князем Иваном Богдановичем-Огинским; Евейский монастырь Виленской губ., в 1619 г. – Богданом и Анною Оптскими; Дятловицкий монастырь Минской губ., в 1622 г. – К. Б. Долматом; Борколабовский женский монастырь Могилевской губ., в 1626 г. – Богданом Соломерецким и Богданом Стеткевичем, по завещанию жены последнего, урожденной княжны Соло- мерецкой; Крожский монастырь Виленской губ., в 1626 г. –женой Богдана Огинского Раиной; Тупичев- ский монастырь с иконою Богоматери Могилевской губ., около 1626 г. – К. И. Маскевичем; Оршанский Кутеинский Богоявленский мужской монастырь Могилевской губ., начатый уже в 1627 г., – Богданом Стеткевичем-Заверским; Купятичский монастырь Минской губ., в 1628 г. –Аполлонией Воловичевиой- Войною и сыном ее Василием Коптем; Белковский монастырь, Могилевской губ., в 1630 г.– Яном Стеткевичем Заверским и женой его Анной; Оршанский Кутеинский женский монастырь, в том же 1630 г.–Богданом Стеткевичем-Заверским и матерью его Еленой Богдановной, урожденной княжной Огинской; в Сельце Минской губ., Воскресенский монастырь, переведенный сюда из Логойска Юрием Тышкевичем и женой его Анной Уцеховекой, в 1630 г.



<< Предыдущая :: Следующая >>