Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Отношение к унии некоторых владык, духовенства и народа


Отношение к унии некоторых владык, духовенства и народа

Не все владыки, принявшие унию, так ревностно распространяли ее в духовенстве и народе, как Поцей и Терлецкий. Так, известно, что полоцкий епископ Герман не принуждал подвластных ему священников к унии. Напротив, когда им (от имени короля) велено было подписываться на унию, а городской протопоп Соломон и другой с ним не захотели подписываться, то владыка разорвал лист, на котором иные уже подписались было, заплакал и даже взял к себе в духовники протопопа Соломона. Герман остался в душе верным православию до самой смерти. Преемник Германа Гедеон Брольницкий под конец жизни также охладел к унии, всенародна объявлял, что уния ему омерзела, и разрешал городам Полоцкой епархии оставаться под послушанием Патриарха. И в епархиальном духовенстве, принужденном принять унию, громадное большинство оставалось в душе верным православию и готово было в первое же удобное врем бросить насильно навязанную ему унию. В г. Заблу- дове, близ Белостока, был знаменитый протопоп Нестор Козьминич, бывший еще на Брестском Соборе в числе главных поборников православия против унии. Узнав о его ревности по вере, Константинопольский Патриарх дал ему звание эхзарха, т.е. право именем Патриарха охранять православие и благочиние в духовенстве всей митрополии. В1609 г. православные со многих мест собирались принести на варшавском сейме жалобы на неправды и жестокости Поцея. Пользуясь правом экзарха, Козьминич обратился с окружным посланием к духовенству, призывая его возревновать о православии. И вот в Слуцке, Ново- грудке, Минске, Гродне, Троках, Жировицах и др. местах духовенство, во главе со своими протопопами, стало отказываться от унии и изъяло свои церкви из-под власти униата Поцея. И только содействие короля смирило не покорных Поцею противников унии. В те времена многие из числа духовенства то принимали унию из страха взысканий и насилий, то бросали ее, когда освобождались от страха Или надеялись на чужую защиту, то опять принимали, когда надежда сменялась новым страхом. Простые же люди, принужденные к унии или зачисленные в униаты, только в сердце таили скорбь о такой печальной необходимости. Западно-русские униаты были, за немногими исключениями, невольными, вынужденными или просто лицемерными, вообще не имевшими убеждения в правоте унии. Немало было и таких, которые принимали унию из-за расчета; из- за выгод. Таков был, например, виленский диакон Антоний Грекович, изгнанный православными за бурную жизнь, которого Поцей поставил оффициа- лом, т.е. старшим лицом в духовенстве.



<< Предыдущая :: Следующая >>