Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Иосиф Вельямин-Рутский (1613–1637)


Когда Поцей, после принятия в свое распоряжение виленских церквей, возвращался в Троицкий монастырь, то неизвестный человек (гайдук или лакей приезжего пана) напал на него и отсек саблей на его левой руке два пальца и другие два повредил. Отсеченные пальцы Поцея приверженцы его Рутений и Кунцевич подобрали и положили на престол в Свято-Троицком монастыре, как пальцы мученика. Гайдук показал, что он сделал это нападение из ревности по вере и из ненависти к митрополиту за отнятие церквей у православных. Гайдук был казнен смертью. С этого времени уния прочно утвердилась в Вильне и получила перевес над православием. У православных оставалась в городе только одна церковь Свято-Духовская вместе с монастырем. Эту церковь Святого Духа униаты не могли отнять у православных как потому, что она недавно была сооружена людьми, несомненно православными, отказавшимися принять унию, так и потому, что она сооружена была на земле частного владельца. Настоятелем Свято-Духова монастыря избран был Леонтий Карпович. Еще будучи светским, Карпович пострадал за православие в темнице и в оковах. Теперь он стал вождем православных. Таким образом, Поцей спас унию, во-первых, тем, что, оставаясь почти 14 лет в должности митрополита, он вел за унию сильную и непрерывную борьбу с ее противниками, не жалея для этого никаких средств, а во-вторых, и тем, что приготовил себе новых защитников и сотрудников, вроде Рутского и Кунцевича. Впоследствии они упрочили и продолжили то, чему Поцей положил начало. Поцей вводил унию ло ошибочному убеждении» в ее истине, хотя не чужд был при этом честолюбия и своекорыстия. Но все неправды, все насилия и преследования, какими он старался навязать православным ненавистную им унию, налагают на имя Поцея неизгладимое пятно вечного позора и бесславия.

Иосиф Вельямин-Рутский (1613–1637)

Еще при жизни своей Поцей назначил себе в преемники, по митрополии своей, наместника – иеромонаха Свято-Троицкого монастыря Иосифа Вельямина-Рутского. Все знали, кто был Рутский, как он в молодости изменил православию и увлекся кальвинизмом, как затем иезуиты обратили его в латинство и отправили в Рим для обучения, как, наконец, он сделался униатом, чтобы под покровом унии удобнее совращать русских в католичество. Князь Богдан Огинский и староста Виленского Свято-Духовского братства внесли свой протест против назначения Рутского митрополитом в трибуналь- ный суд (1613 г.). Они требовали, чтобы, по смерти Поцея, им дан был православный митрополит. Но король, 8 августа 1613 г., пожаловал Рутскому свою грамоту на митрополию.



<< Предыдущая :: Следующая >>