Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Ипатий Поцей (1599–1613)


Всех не желающих изменить православию и принять признанную королем унию Поцей считал ослушниками королевской власти. Православная Церковь, по его объяснению, не имела никаких прав на свое существование. А когда православные ссылались на старинные права, дарованные Православной Церкви многими польско-литовскими государями, то Поцей объяснял, что все таковые права будто бы даны Западно-Русской Церкви за принятие ею унии или же под условием принятия унии,, и потому права эти нисколько не касаются Православной Церкви. Основываясь на одной сомнительной старинной рукописи, найденной в Крев- ской церкви, Поцей стал доказывать, что ЗападноРусская Церковь признавала унию будто бы еще в 1476 г. После этого Поцей еще с большим старанием стал распространять унию, которая была признана польским правительством единственно законной верой и которая, по словам Поцея, имела все права давности. Нередко в сопровождений вооруженных слуг он вторгался в православные храмы, арестовывал священников, собственноручно обдирал престолы, грабил церковную утварь и уничтожал или уносил с собою антиминсы. Этим способом он налагал запрещение на непокорные ему приходы. Четырех братских священников в Вильне Поцей заочно присудил к низвержению, как не желавших подчиниться его власти.

В1609 г. все 12 виленских православных церквей переданы были королем в распоряжение Поцея–за исключением Свято-Духовской церкви. Одновременно с тем, как Поцей вел борьбу с православными в Вильне, он боролся с ними и в других местах. От униатского духовенства взято было письменное обязательство на верность унии и повиновение униатскому митрополиту. Обязательство это подписано было архимандритом виленским, минским, гродненским и вместе с тем браславским Иосифом Рутским, а также протопопами гродненским, царис- ским, торчинским; любартовским и новогрудским и священниками жировицким, лесокским, марковским, бабицким, мозырским, новогрудским, двумя минскими и др. Униатские монастыри и церкви пустели, имущество их расхищалось. На месте древней Пятницкой церкви в Вильне явилась корчма, на месте Христорождественской церкви в Минске поставлена была татарская мечеть (молитвенный дом для татар). В Слуцке духовенство вынуждено было покориться наместнику Поцея и платить ему «куницы», т.е. подать. Введению унии в Новогрудке сильно содействовал сам новогрудский воевода Феодор Скумин-Тышкевич. Он отошел от православия и увлек в унию за собою других. В Бресте Поцей приказал схватить православного священника Павла, за непокорность унии, и заключить в смрадную темницу; другим священникам брил бороды и головы, третьих выгонял с приходов, подвергал побоям и истязаниям. Эти жестокости Поцея вызвали месть со стороны некоторых православных.



<< Предыдущая :: Следующая >>