Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Епископы Поцей и Терлецкий принимают в Риме католическое исповедание веры с сохранением православных обрядов


К чести митрополита и лучших из епископов надо сказать, что они отнюдь не желали через унию олатиниться и ополячиться, а желали и в унии сохранить многое из того, что было в православии и в Русской Православной Церкви. Потому они постановили, между прочим, следующие условия унии: литургии св. Василия Великого, Иоанна Златоуста и преждеосвященная, и все церковные службы, таинства, священнодействия, обряды, праздники и богослужебные книги останутся и в унии, как было в православии; останется у униатов и православный символ веры; епископы и все священнослужители будут всегда из русских; римско-католики не должны ни забирать себе русских монастырей и церквей, ни совращать будущих русских униатов в латинство; русские братства и школы останутся неприкосновенными и в унии, если она будет принята, и тому подобное. Со своей стороны епископы соглашались признать власть Папы Римского как главы Церкви, Римскую Церковь–истинной Церковью, пребыть в союзе с ней, отвергши союз с Восточной Православной Церковью как будто бы схизматической. За это они требовали, чтобы Униатской Церкви даны были все права и льготы, чтобы за ними, епископами, были удержаны и все кафедры, и имения их, чтобы они во всем уравнены были с латино-польскими бис- купами и, подобно им, заседали в королевской раде или в сенате. Написали епископы свое послание и к . папе с изъявлением готовности на унию. Обо всем этом доносилось королю и папскому послу в Кракове, куда ездил Кирилл Терлецкий и Ипатий Поцей, предназначенные ехать в Рим с определением об унии и посланием к папе. Король и папский посол одобрили все это в надежде, что прочее сделается само собой.

Епископы Поцей и Терлецкий принимают в Риме католическое исповедание веры с сохранением православных обрядов

В представленных папе условиях соединения (унии) Западно-Русской Церкви с Латинской епископы Поцей и Терлецкий соглашались признать : главенство папы. Но при этом они требовали, как сказано выше, чтобы оставлены были неприкосновенными восточные обряды и догматы в ЗападноРусской Церкви и чтобы униатов не принуждали к обрядам, совершаемым римлянами. На представленные ими условия там не обратили должного внимания и заставили их подписать, торжественно, в присутствии папы и кардиналов, прочитать и клятвой подтвердить за себя и за русских иерархов исповедание римско-католической веры. В этом исповедании принимались определения Флорентийского и Тридентского Соборов, проклинались всякие расколы и ереси, осужденные и отвергнутые Римской Церковью, признавалось истинным католическое учение о прибавке к символу веры «и от Сына», о чистилище, индульгенциях, главенстве папы. Папа оставлял русским только православные обряды и церемонии, но и то с оговоркой, если они не противны учению католической веры и не препятствуют общению с Римской Церковью. Эта оговорка давала папе возможность при случае вытеснить и православные обряды из униатской церкви. Таким образом, уния, предложенная папой Поцею и Терлецкому, была уже весьма близка к латинству.По прочтении исповедания веры, епископы Тер- лецкий и Поцей приблизились к папе и со слезами облобызали его ноги. Папа объявил, что принимает их, отсутствующего митрополита, епископов, все духовенство и весь народ русский (который вовсе не просил об этом папу), живущий во владениях польского короля, в лоно Католической Церкви и соединяет е ней в одно тело. Составлен был письменный акт (договор) о соединении Церквей, а также «постановление». На память выбита медаль с изображением на одной стороне папы Климента VIII, на другой–коленопреклоненных пред папой русских епископов и с латинской надписью: ruthenis receptis (на воспринятое русских).



<< Предыдущая :: Следующая >>