Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Братства


Братства

Опасность, все более и более угрожавшая православию со стороны латинства, заставила русских мещан и купцов составлять между собою тесные союзы, или братства. Братства существовали в русских городах Великого Княжества Литовского ранее середины XV века. Целью их было скрепление союза православных, поддержание церквей и дела благотворения. В конце XVI века к братствам пристают литовско-русские православные вельможи и дворяне. Братства могли сначала и не иметь строго церковного характера и быть купеческими, ремесленными и пр. (по своему составу они близки были к цехам). Так, братство, учрежденное в Вильне в середине XV века и называвшееся кушнерским, было основано кушнерами (меховщиками, скорняками). Впоследствии, в конце XV века, к нему примкнули еще четыре братства: панское, или местское, купецкое, кожемяцкое и росское (от церкви и госпиталя в предместье г. Россе). Соединенные братства эти составили в конце XVI века одно Виленское СвятоТроицкое братство, имевшее уже чисто церковный характер. Братства учреждались с благословения епископов. Они устраивались при церквах. Братства имели свои дома, где устраивались братские собрания и обеды с братским медом. Из складчин, делаемых братчиками из своих доходов и достатков, братства делали пожертвования на свечи, на цер- ковностроение, на слуг церковных, на госпитали, на милостыню бедным, на погребение умерших бедняков, Более других достаточное панское братство содержало особую богадельню при Спасской церкви в г. Вильне. Дружелюбные отношения братства к другим христианским исповеданиям выразились в том, что в члены братства принимались частью лица римско-католического исповедания.

В 1586 г. посетил Западную Русь Антиохийский Патриарх Иоаким, а в 1589 г. – Константинопольский Иеремия II, имевший высшую власть над Западно-Русской Церковью. Патриархи утвердили важнейшие братства, так сильно ревновавшие о делах веры. Мало того, им дано было право даже наблюдать за высшей иерархией и подвергать ее суду на соборах. Западно-русские владыки сильно вознегодовали на это. Братства между тем ревностно продолжали свои дела. Они не только благоустраивали церкви, но издавали книги, заводили училища и заботились об оживлении церковной проповеди и вообще церковного учительства, для чего старались иметь при братствах просвещенных учителей и проповедников, посылали на соборы своих членов, ходатайствовали перед королем по делам не только своим, но и всей церкви, обличали злоупотребления и пороки высшей иерархии. Положение недостойных западно-русских владык стало невыносимым.



<< Предыдущая :: Следующая >>