Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Патронатства


Но больше всего вреда причиняли православию короли, злоупотребляя правом патронатства по отношению к Православной Церкви и, в частности, правом основания в ней архиерейских кафедр («столиц духовных»), монастырей и церквей. Прежний порядок соборного избрания епископов духовными лицами и мирянами изменился в XVI веке новым назначением от короля. Короли стали раздавать духовные «столицы», как награды за военные и гражданские заслуги, по ходатайствам, иногда за деньги. Вследствие этого права подаваная духовных хлебов, в среде духовенства, высшего и низшего, появились люди недостойные. Даже на епископских и митрополичьей кафедрах встречались двоеженцы и состоящие в браке. В числе владык было немало знатных шляхтичей и настоящих панов. Получив духовный сан, они непокидали старых светских привычек. К бедному, лишенному всякого образования низшему духовенству они относились с таким же презрением, с каким обыкновенно шляхтич смотрел на «хлопа». Корали раздавали также и православные монастыри светским лицам или отдавали по три монастыря панам архиереям, которые, большею частью, только опустошали архиерейские имения. Таким образом, подрывалось в корне само монашество. Случалось, что получивший право на духовный хлеб продавал это право другому, иногда на известное число лет. Получивший спешил собрать что мог, а потом церковь и монастырь переходили в другие руки разграбленными, лишенными ценной утвари, с разоренными имениями. Со времени теснейшего сближения Литвы с: Польшей после люблинского сейма польская шляхта получила право владеть землями в литовско-русских областях. Паны-католики стали держать патронат над православными церквями, находившимися в их имениях; литовско-русские князья и дворяне заражались стремлениями и образом жизни польских шляхтичей; православные епископы, стесняемые в своей деятельности со стороны панов-патронов, стали сильнее стремиться к тому, чтобы сравняться в своем положении с католическими бискупами, наделенными особыми правами. Низшее духовенство, бедное, необразованное, было в презрении и угнетении и от панов, и от владык. Народ был неграмотен и находился в полном порабощении панов. На него смотрели только как на рабочую силу.



<< Предыдущая :: Следующая >>