Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Патронатства


Итак, Православная Церковь превосходила латинскую и своей древностью, и числом своих чад.

Но зато Латинская Церковь была сильнее в других отношениях. Латинские епископы, а особенно виленский, были ближайшими советниками великого князя и короля и заседали в сенате. Латинские монахи ревностно заботились о распространении латинства в Литве. Сторону латинян всегда держали великие князья и короли, сами исповедовавшие латинство. Как католики, они поддавались более или менее влиянию своего латинского духовенства и папы, всегда выступавших против православия. Особенно должна была усилиться нерасположенность литовско-польских королей к православию со времени последнего соединения (в 1569 г.) Литвы с Польшей. Эти короли, задавшись мыслью возможно теснее слить Литву и Западную Русь с Польшей, ясно видели, что главным препятствием к этому слиянию служит разноверие русских с поляками. И вот короли вознамерились ополячить русских через веру, справедливо опасаясь, чтобы те со временем не возвратились под власть великой России, тогда уже сильной и не раз заступавшейся за своих единоверцев в Западной Руси. Еще со времени первого соединения (в 1386 г.) Литвы с Польшей литовские государи действовали по отношению к Православной Церкви двулично. С одной стороны, они давали много льготных грамот в пользу православного духовенства и православных своих подданных. С другой стороны, они же лишали православных права занимать высшие должности в государстве, ссылаясь обыкновенно на городельское постановление 1413 г.; запрещали им строить и даже возобновлять свои церкви; иногда отнимали у них церкви и отдавали латинянам; стесняли православных в торжественном отправлении их праздников и священнодействий; в правительственных бумагах называли православную веру схизмой, а православные храмы–еврейскими синагогами.

Патронатства

Главной причиной церковных неустройств служило слишком частое и близкое вмешательство светских лиц в церковные дела. Особенно вредно отзывался на них так называемый «патронат », или право знатных людей заведовать церквами и монастырями, основанными на их земле ими самими (основатели церквей именовались ктиторами) или их предками; эти лица присвоили себе право ведать доходами и судом в имениях означенных церквей и монастырей, представлять кандидатов на должности их священников и настоятелей и даже передавать свои права другим лицам.



<< Предыдущая :: Следующая >>