Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Православие при четырех последних Ягайловичах. Причины, подготовлявшие введение унии


При Сигизмунде I в Литовском государстве появляется едва ли не более православных церквей и монастырей, чем костелов и кляшторов. Последних при Сигизмунде I появилось до 56. Православных же монастырей и церквей при Сигизмунде известно свыше 80, кроме упоминавшихся нами прежде. В самой Вильне Сигизмунд I дозволил гетману Великого Княжества Литовского князю К. И. Острожскому перестроить вновь Пречистенский собор, где впоследствии была погребена королева Елена Ивановна (1513 г.), пожертвовавшая сюда драгоценный образ Богоматери, находящийся теперь в Свято-Троицком монастыре, а также Свято-Троицкую церковь, церковь Св. Николая (в 1514 г.) и, может быть, Покровскую. Из православных монастырей при Сигизмунде I становятся известными следующие: Сурдегский монастырь с благодатною иконою Богородицы, основанный Шиш-Ставецким в 1510 г.; Браславский женский монастырь, основанный до 1513 г. королевой Еленой Ивановной; Полоцкий Пятницкий монастырь; Тороканский монастырь, основанный в 1517 г. Пясочинской; Варваринский Пинский женский монастырь упоминаемый в 1520 г., и др. Строителями и покровителями православных церквей являются: князь К. И. Острожский, князь Феодор Иванович Ярославин Пинский, Григорий Александрович Ходкевич, Иван Андреевич Солтан, князь Юрий Семенович Олелькович Слуцкий, Варвара Забелло и др. Православные храмы воздвигаются не только в русских областях Литовского государства, но и в самой Литве и Жмуди, как, например, в Сурдегах и Кейданах. Около 1526 г. Григорий Ходкевич построил православную церковь даже в Бале Сувалкской губ. Августовского уезда. Вместе с тем Сигизмунд I старался уравнять православных в правах с католиками. И в литовских землях, и в самой Вильне он давал магдебургское право «обудву законам».

Еще большей терпимостью к православию отличался, в начале своего правления, преемник Сигиз- мунда, последний из Ягайловичей, потомков Геди- мина – король Сигизмунд II Август (1548–1572 г.). При нем всем христианским исповеданиям объявлена была полная свобода. В1563 г. отменено было городельское постановление; православные воспользовались хотя на время всеми государственными правами, наполнили магистраты, засели в сенате. Но при этом же государе мы видим и печальные предвестия таких бедствий, каких доселе еще не испытывала Православная Церковь в Литве. Такими бедствиями были: люблинская уния и призвание в Литву иезуитов. Со времени первого соединения Литвы с Польшей под властью одного короля в 1386 г. Литва сохраняла еще своё управление, свои законы, свою монету. Польша признавалась чужой страной, а поляки – иноземцами. Менщу тем чуждые Литве поляки постепенно заводили здесь свои порядки. Древние русские княжества были разделены на воеводства и поветы. Введены были новые должности и дворянские сеймы (собрания). Многие города получили самоуправление по немецкому, или магдебургскому, праву. Крестьяне, подобно польским хлопам, постепенно закрепощались за своими владельцами. Люблинская уния окончательно уничтожила самостоятельность Литовского княжества. Поляки стали теперь свободно проникать в литовские и русские земли, завладевать здесь должностями, имениями и председательством на сеймах. Такое преобладание поляков было в ущерб и местной народности, и народному православию. Гражданское соединение скоро повело и к церковному соединению. Явилась, так называемая, уния. По причине веротерпимости Сигизмунда II Августа в его правление распространилось в Литве протестантство. К нему принадлежали лютеране и кальвинисты, т.е. последователи Лютера и Кальвина, которые откололись от папы в XVI веке и основали свои особые церкви. Протестантство страшно опустошило католичество в Литве. В то время как католичество падало, православие продолжало развиваться. При Сигизмунде и Августе в Северо-Западной Руси и Литве упоминается свыше 95 православных монастырей и церквей. Православные церкви являются даже в собственной Литве и Жмуди, как, например, в Ковне церковь Всех Святых, упоминаемая под 1553 г., и Никольская в начале XVI века, в Войборовичах, на Жмуди, 1555 г., и в Мяделе Вилейского уезда, 1559 г. Православные учреждали также богадельни, братства, школы, книгопечатни. Православные же дают приют у себя просвещенным людям из других стран и ведут борьбу как с протестантами, так и с католиками.



<< Предыдущая :: Следующая >>