Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Положение православия при Ольгерде. Виленские мученики


Виленскйе-мученики. Только одни жрецы языческие стали опасаться полного падения язычества в Литве. Их особенно раздражало обращение пресвитером Нестором в православную веру двух знатных придворных литвинов – постельничих Михлея и Нижила. Приняв русскую веру, Михлей и Нижило стали пренебрегать тогдашними обычаями литовцев, оделись в русские одежды, перестали брить бороды и остригать волосы на голове. Как христиане, они не хотели повергаться перед священными змеями и перед неугасимым огнем – зничем – и не простирали своих рук для жертвоприношений литовскому богу Перкуну.

Между тем умерла покровительница православных великая княгиня Мария Ярославна. Уступая настояниям жрецов, Ольгерд приказал, чтобы принявшие христианство братья Кумец и Нежило, в православии Иоанн и Антоний, были заключены в темницу. Ни убеждения, ни угрозы не могли поколебать их твердости. Мучения были так тяжелы, что один из братьев Иоанн поколебался на время, но скоро, раскаявшись в своей слабости, опять возвратился в темницу в тяжелых оковах. Языческий народ проникся благоговением к такой твердости страдальцев. Общая тюрьма двух братьев превратилась в место проповеди. Многие возвращались оттуда в свои дома с убеждением в истине и превосходстве русской веры и принимали Святое Крещение. Испуганные жрецы просили князя, чтобы он защитил веру своих предков и строго наказал бывших своих любимцев Антония и Иоанна в пример другим. По требованию жрецов Антоний и Иоанн были отведены в дубовую рощу, находившуюся на конце города, на взгорье (где ныне Свято-Троицкий монастырь), и тут повешены на дубе. Благочестивые виленские христиане сняли тела мучеников, и тот же пресвитер Нестор предал их погребению в храме Чудотворца Николая. Это случилось около 1346–1347 гг. Через несколько месяцев на том же самом месте пострадал родственник Антония и Иоанна ловчий Куклей, или, по-русски, Круглец. Подобно им он принял христианство, под именем Евстафия, просвещенный тем же Нестором. Кроме того, его обвиняли в том, что он совращал <« русскую веру» других литвинов. Эти три первых христианских мученика в Литве были признаны святыми при митрополите киевском Алексие (в 1355 г.). после сношения его с Константинопольским Патриархом Филофеем. Они были тайно перенесены в конце ХУГвека из церкви Св. Николая в церковь Св. Троицы, которая была построена православными виленцами (около середины XIV века) на том месте, где пострадали святые мученики; «Троице равночислении». После введения унии мощи их были перенесены (при архимандрите Иосифе Нелюбовиче-Тукальском) в СвятоДухов монастырь, в котором нетленно почивают и доныне. Смерть Виленских мучеников последовала в 1346–1347 гг., а в 1346 г. скончалась первая супруга Ольгерда–Мария Ярославна. Нужно думать, что смерть ее помогла временному торжеству языческой партии при дворе великокняжеском. Молитвами святых угодников Божних православная вера стала быстро распространяться; само место их страданий, доселе пустынное, своей святостью начало привлекать к себе русских православных и все почти исключительно ими заселилось.



<< Предыдущая :: Следующая >>