Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Книги историков XIX века, посвященных судьбе православия в Беларуси


В настоящее время информация об этом течении нередко подается схематично и искаженно. Существует мнение, что эта идеология была проправительственной и якобы вредной делу национального белорусского возрождения. Между тем, в XIX веке именно «западно-руссизм» был единственной белорусской национальной идеей, которая противопоставила себя польской точке зрения на Белоруссию, выразившейся в восстаниях 1831–32 и 1863–64 гг.

Раздел Речи Посполитой и вхождение Белоруссии в состав Российской империи официально трактовались в России как присоединение издавна русского и православного края. С польской же точки зрения это был захват части слабого польского государства сильным восточным соседом. Какая же точка зрения преобладала в самой Белоруссии? Здесь общество было разделено на две неравные части. Верхи отдавали преимущество польской культуре, говорили по-польски и были католиками. Основная масса народа –крестьяне и мещане – говорили по-белорусски, грамотные писали по-польски, а по вере были большей частью униатами. Единого национального самосознания еще не было: белорусы могли называть себя и «поляками», и «литвинами», и «русинами». Церковная уния была тем узлом, который усложнял проблему нациойальной идентификации. В наше время нередко можно услышать, что уния была «национальной» религией белорусов, декларативное заявление, что идея унии–это преодоление раскола между католицизмом и православием, путь к их примирению. В действительности уния не была ни тем, ни другим. В социальном отношении униатский обряд был второсортной «верой хлопской» в отличие от католического обряда–«панской веры». Кроме того, в основе унии лежало послушание Папе Римскому, что приводило униатов к принятию всех особенностей католического вероучения. Внутри унии на протяжении всей ее истории существовала тенденция к сближению с латинским обрядом, источником которой был монашеский базилианский орден, созданный по образцу католического ордена иезуитов. Латинизация восточного обряда стала особенно заметной после Замойского Собора 1720 г. Вхождение Белоруссии в состав Российской империи привело к изменению статуса Католической Церкви –из господствующей она стала терпимой. Внутри унии стало набирать силу движение за соединение с православием, во главе которого встали выходцы из униатских семинарий, дети униатского духовенства. Это движение началось с восстановления восточной обрядности. Единство униатского и православного обрядов поставило вопрос о статусе Униатской Церкви. Возвращение униатов в православие, которое было объявлено на Полоцком Соборе униатского духовенства 1839 г., стало знаком национального возрождения. Это было не просто восстановление религиозного единства белорусов (униатов и православных), но восстановление единства народного, поскольку религиозная принад лежность определяла тогда и принадлежность этнокультурную. Не случайно именно выходцы из среды белого униатского духовенства и воспитанники духовных школ стали выразителями идеологии так называемого «западно- руссизма». В истории родного края они изобразили борьбу двух начал: «своего» (русского и православного) и «чужого» (польского и латинского). Понятия «Западная Русь», «западно-руссы» указывали на то, что Белоруссия и белорусы были культурно и этнически западной частью русского народа. Вместе с этим подразумевалось и некоторое этническое отличие «западно-руссов» от «великорусов», поэтому названия «западно-руссы» и «белорусы» часто использовались как синонимы. Что касается заинтересованности российских правящих кругов в пропаганде «западно-руссизма», то, проявившись особенно во второй половине XIX века, она была только на пользу белорусскому национальному возрождению. Ясное понимание того, что белорусы–это единокровный и единоверный русский народ, помогло российским правящим кругам поддержать формирование национальной интеллигенции и одновременно понять особенность западной окраины империи, имеющей собственные многовековые культурные и этнические традиции. Нужно помнить о том, что для представителей идеологии «западно-руссизма» было характерно сознание единства и различия внутри русского народа: один (русский) этнос, но в нем три народности – великорусы, малорусы и белорусы, и между ними крепкая религиозная связь –- православие. Это сознание пережило все смуты XX века, не отошло на задний план и сегодня.



<< Предыдущая :: Следующая >>