Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Православие в Великом Княжестве Литовском до Гедимина


Православие в Великом Княжестве Литовском до Гедимина

В летописи епископа Петра Камераненского есть прямые указания на то, что еще в XI столетии русские впервые принесли в Литву христианскую веру. Известно, что русские князья с XI столетия предпринимали походы в глубь Литвы и строили здесь укрепления для собирания дани. Русские были учителями литовцев в военном искусстве, они строили на их земле города и потом их заселяли. Русские выходцы дали название даже главному городу Литвы–Вильне. В древности литовское племя распадалось на множество волостей, управлявшихся князьками. Пользуясь раздробленностью литовцев, немецкие и ливонские рыцари в начале XIII века подчинили большую их часть своей власти. Оставшиеся непокоренными народы Литвы и Жмуди поспешили соединиться в одно государство, чтобы общими силами отстоять свою независимость.

Основателем Литовского государства был М и н д о в г (1235–1263). При помощи литовских дружин он завоевал соседние русские области, ослабленные усобицами и татарским нашествием. При Мин- довге около середины XIII века в состав Великого Княжества Литовского, кроме значительной части собственно Литвы, входили следующие русские города: Новгородок (Новогрудок – столица), Вол- ковыск, Слоним, Здитов, Гродна, Пинск, Полоцк, Витебск и другие. Во всех этих городах жили русские люди, давно принявшие православие. Они имели свои церкви и своих епископов. По свидетельству Густынской летописи, сам Миндовг принял будто бы в 1246 г. «веру христианскую с востока со многими своими бояры». У Миндовга был сын Войшелк. В молодости он отличался страшной жестокостью и каждый день убивал по три или по четыре человека. Но, познакомившись в русском и православном городе Холме с игуменом Григорием, Войшелк обращен был им в православие. Приняв новую веру с глубоким убеждением, он не удовлетворился крещением, но постригся в монахи, побывал даже на Афоне. Возвратившись в отечественную землю, Войшелк основал в 1261 г. Лавришевский монастырь, близ Новгородка, недалеко от реки Немана, и жил там как строгий подвижник. Желая упрочить господство русских начал в Великом Княжестве Литовском, Войшелк решился ввести это княжество в состав галицко-русских владений и потому усыновил своего зятя Шварна, сына галицкого князя Даниила. Заботясь о просвещении христианством языческой Литвы, Войшелк вызвал из Новгорода и Пскова священников, знакомых с литовским языком. В это время уже многие литовские князья сами исповедовали православие, или были женаты на православных русских княжнах. Литвин Довмонт, князь Нальщанский, крестившийся и прославившийся в Пскове, своей приверженностью к православию и великим благочестием так угодил Богу, что причислен Православной Церковью к лику святых (1299 г.). После Шварна Литва досталась Тройдену (1270–1282), суровому язычнику, который преследовал христиан. Но братья сурового Тройдена «жили в любви и смирении, храня правую веру христианскую, любя веру и нищих», говорит летопись. Сын великого князя Тройдена Римунд, в православии Лавр, или Лаврентий, принял пострижение в монашество и под именем Елисея подвизался в Новогрудском Лавришевском монастыре. Здесь он построил церковь Вознесения Господня.



<< Предыдущая :: Следующая >>