Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

ПРЕДИСЛОВИЕ К ИЗДАНИЮ 1899 г.


Окончательно оставлена уния белорусами только в 1839 г., когда возвратилось в православие более полутора миллиона униатов. Между тем не малая часть белорусов-униатов в разное время сделались жертвой латинства. Эти отщепенцы еще доселе крепко держатся латинского костела и находятся в значительном отчуждении от Православно-Русской Церкви, хотя говорят по-русски и хранят много русских преданий и обычаев. Совращенные из унии в католичество белорусы, простодушно называющие себя теперь поляками, а свою веру польскою верой, служат наглядными примерами того, что преступная уния всегда была, есть и будет в глазах латинян только мостом, облегчающим для православных переход, или, правильнее, перевод в чистое латинство.

Западно-Русская Церковь после отделения ее от Восточно-Русской продолжала хранить общий с последнею иерархический строй, общие догматы и обряды. Но с течением времени явились некоторые отличия, вытекавшие из утраты гражданской независимости западноруссов. Между тем как в московской Руси Церковь находилась под охраной православного правительства и не подвергалась напору иноверных исповеданий, в литовской Руси, наоборот, при иноверном правительстве Церковь была предоставлена самой себе и принуждена была находиться в упорной борьбе с латинством и отчасти с реформацией. Поэтому церковная иерархия здесь должна была искать опоры вообще в народе, а особенно у светских вельмож. Искала она также опоры в цареградском Патриархе, признавая над собою его высший авторитет. Когда польско-литовские латиняне-паписты или папы римские предлагали западноруссам принять латинство или унию и подчиниться папе, то православные могли говорить и говорили: «Мы находимся под благословением Константинопольского Патриарха, союзны по вере с ним и другими Патриархами православного Востока. Без их согласия мы не можем принять унию и латинство, да и не нуждаемся во власти Папы Римского, имея духовную власть единоверного Патриарха». Долго не прерывавшийся союз с Востоком напоминал западноруссам, что они приняли веру с Востока, при св. Владимире, а не с Запада.



<< Предыдущая :: Следующая >>