Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Восстановление православия и изгнание униатов (1654–1656)


Временное занятие царем Алексеем Михайловичем Белоруссии и Литвы. – Восстановление

православия и изгнание униатов (1654–1656)

Следствием присоединения Малороссии к России была война царя Алексея Михайловича с Польшей. Перед началом войны царь Алексей Михайлович обратился с воззванием ко всем православным подданным польского короля, чтобы они восстали «на досадител ей Святой Восточной Церкви греческого закона». Русские войска в два похода 1654 и 1655 гг. завладели всей Белоруссией и частью Литвы. Взяты были города: Могилев, Витебск, Вильна, Ковна, Гродна, Минск, Туров, Пинск и многие другие. В завоеванных городах началось истребление унии и повсеместное восстановление православия и его святынь. Во время этой войны отняты были у униатов монастыри: Онуфриевский, Браславский, Полоцкий, Мстиславский, Пустынский, Смоленский и др.; разорены униатские монастыри в Бытене, Жировицах, Бресте, Минске. При Минском монастыре закрыта была униатская семинария для образования светского клира, а в Вильне– папский алюмнат (училище). Желая прочнее утвердить и оградить православие в покоренном Западном крае, царь Алексей Михайлович приказывал совсем удалять из городов и сел последователей унии, чтобы они не соблазняли и не увлекали православных. Бежал из Полоцка и ярый ревнитель унии, митрополит Антоний Селява. В1657 г. царь Алексей Михайлович узнал, что униаты начали возвращаться в Вильну и другие города и уезды и отправлять службу по своему обычаю. Царь приказал своим воеводам, чтобы они тотчас же высылали из Вильны и иных городов и мест всех униатов. Виленский воевода князь Шаховской, собрав в съезжую избу всех державшихся унии бурмистров, райцев и мещан, объявил им, чтобы они или принимали православие, или удалились вон из города, Через несколько времени они заявили, что готовы принять православие. Воевод а, переписав имена их, отдал эту рукопись в православный Свято-Духов монастырь наместнику Даниилу Дорофеевичу, чтобы он принял униатов в православную веру. В Вильне и других завоеванных городах все церкви переданы были православным, вместе с принадлежавшими кним имениями. В Москвенадеялись, что после временного присоединения Малороссии и Белоруссии к России (по предварительному договору 1656 г.), должны будут вскоре соединиться между собою и обе доселе разделенные половины Русской Церкви; Московский Патриарх Никон стал именоваться уже Патриархом Всей Великой и Малой, и Белой России. Но надежда эта была преждевременна. После перемирия Польша успела несколько оправиться и начала вторую войну. Этавойна для русских была менее удачна. По новому договору в селе Андрусове (1667 г.) к Московскому государству присоединены были только земли, лежащие на левом берету Днепра, и г. Киев, а остальная Малороссия и Литва остались за Польшей. Временное занятие московскими войсками всего'западного края России имело ТУ хорошую сторону, что с этого времени Москва перестала бояться Польши, которая успела наделать так много вреда России в смутное время самозванцев. -



<< Предыдущая :: Следующая >>