Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Народная борьба против латинства и унии и присоединение Малороссии к России в 1654 г.


Народная борьба против латинства и унии и присоединение Малороссии к России в 1654 г.

Невыносимые притеснения западноруссов поляками вызвали с их стороны движение в защиту своей веры, народности и свободы. Это было чисто народное движение. Оно началось среди казаков. Войны, веденные в 1648 г. гетманом Богданом Хмельницким с поляками в Малороссии, нашли себе сочувствие и в Белоруссии. Казачьи загоны доходили до Бреста и Кобрина. Белорусские крестьяне, побуждаемые воззваниями Хмельницкого, жгли усадьбы панов и истребляли всех неправославных. Для успокоения этого страшного восстания поляки обещали, по Зборовскому договору 1648 г., православным важные права: митрополиту дать место в сенате; города, где есть православные школы, освободить от пребывания иезуитов; обещались также подумать об уничтожении унии в Украине. Грамотой короля Яна Казимира (1650 г.) православным возвращались разные епископства Луцкое, Холмское, Витебское с Мстиславским. В Белоруссии и ДЬггве, согласно известным статьям успокоения греческой веры, православным возвращались церкви: в Могилеве – Спасский монастырь, в Вильне – монастырь Воскресенский и церкви Св. Иоанна и Св. Юрия на предместье, в Троках – Пречистенская церковь, в Гродне– Воскресенская, в Минске– СвятоТроицкая, в Полоцке – Христорождественская, в Мстиславле – Троицкая, в Кобрине – Рождест- во-Богородичная, в Витебске – Благовещенская и Свято-Духовская, в Новогрудке – Св. Иоанна, в Лиде – Спасская, в Игумене – Пречистенская, в Бобруйске – Спасская, в Толочине – Спасская же. В Пинске и Мозыре разрешалось построить новые церкви вместо сгоревших. В это время в северо-западной России появляются вновь следующие православные монастыри и церкви: в Могилеве, на Луполове, –Васильевская церковь, построенная в 1649 г. Иосифом Стоцким; церковь в местечке Кейданах Ковенской губ. и уезда, основанная в 1660 г. второй женой Яну- ша Радзивилпа, Марией Могилянкой, и в Заблудо- ве – монастырь со школой при тамошней церкви, основанный той же Марией Могилянкой. Около того же времени православные выбрали себе в Могилевские епископы Игнатия Оксеновича-Старушича и по смерти его:– Иосифа Кононовича-Горбацкого. Спокойствие продолжалось недолго. Ни поляки, ни казаки не были довольны Зборовским договором. Второе восстание Хмельницкого кончилось неудачно, и в новом белоцерковском договоре об уничтожении унии и о правах митрополита уже небыло помину. Вся Западная Русь очутилась в прежнем бедственном положении. Тогда целые тысячи переселенцев устремились на восток, в Московское государство. Туда же, наконец, обратился и сам Хмельницкий, и в 1654 г. Малороссия присягнула на подданство царю московскому.



<< Предыдущая :: Следующая >>