Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Брестский игумен Афанасий Филиппович (1640–1648)


Брестский игумен Афанасий Филиппович (1640–1648)

Афанасий Филиппович происходил из почтенной и зажиточной русской семьи; в молодости он получил хорошее образование, пройдя тогдашние русско-церковные науки, имел познания в языках русском, польском и латинском, так что мог обучать этим предметам и других. Движимый благочестием, Афанасий (в 1627г.) принял монашеское пострижение в Виленском Свято-Духовом монастыре, потом цроходил иноческие послушания в Кутеинском монастыре в Белоруссии и Межигореком близ Киева. Искренний подвижник и ревнитель православия был затем доставлен в: наместники Дубойской обители близ г. Пинска, угрожаемой напастями от врагов православия. В 1636 г. по распоряжению канцлера Радзивилла обитель эта была насильно взята и отдана иезуитам, а православные изгнаны- из нее. Тогда Афанасий перешел в наместникив недалекий оттуда Купятичский монастырь, где была ветхая церковь, но славилась чудотворной Купятичской иконой Божией Матери, к которой Афанасий возымел особенное благоговение. И здесь не было покоя от папистов и униатов. Из монастыря он предпринял весьма трудные странствия в Белоруссию, а оттуда в Москву за сбором милостыни в пользу обедневшего монастыря и церкви. В Москве Афанасий представил царю Михаилу Феодоровичу рассказ о своей печальной судьбе, о бедствиях православия, но и о своем уповании на покров Пресвятой Богородицы. Возвратясь из Москвы в свой монастырь с собранною милостыней, он скоро призван был на игуменство в Брестский православный монастырь при церкви Рождества Пресвятой Богородицы. При этом монастыре существовало некогда и православное братство, но оно было вытеснено униатскими владыками. Через год после прибытия в Брест Афанасий стал хлопотать на сейме в Варшаве (в 1641 г.) о восстановлении православного братства при монастыре, со школой и богадельней. Король пожаловал грамоту (13 октября 1641 г.) и утвердил ею за православными и названную церковь, и братство, и монастырь, уже основанные ими. Но канцлер не захотел приложить печать к этой королевской грамоте. Крайне огорченный этим, Афанасий в 1643 г. вновь поехал в Варшаву на сейм, чтобы хлопотать о приложении печати. Но, не видя успеха и выведенный из терпения неправдами униатов и латинян против православных, смело, в присутствии всего сейма, выступил перед лицом короля и, подавая ему копию с чудотворной Купятичской иконы Богоматери, сказал: «Представляю вашему величеству чудотворный образ для того, чтобы уния проклятая ^^ ф была сгублена навеки. Если проклятую унию искорените и православную веру успокоите, то поживете счастливые лета; если же не успокоите православную веру и не уничтожите унию проклятую, то постигнет вас гнев Божий». После заключения в темницу и после понесенной им егштимии, Афанасий был снова послан Петром Могилой на брестское игуменство, по ходатайству Брестского православного братства. Но теперь пробудившаяся против Афанасия ненависть врагов не давала ему покоя. Несколько раз иезуитские питомцы и униатские попы делали нападение на его монастырь, преследовали его на улицах и били, запрещая ходить со святынею. В1644 г. "Афанасий был невинно заключен в темницу, откуда не раз посылал докладные записки к королю, подробно излагая и повторяя одну и ту же просьбу: чтобы он искоренил проклятую унию и успокоил православие. По приказанию короля Афанасия выпустили из темницы, и, до смерти Петра Могилы, луцкий епископ Пузына снова послал Афанасия в Брест на игуменство по просьбе тамошнего братства. Но в 1648 г. Афанасия внезапно схватили и заключили в брестскую темницу, неосновательно подозревая его в содействии восставшим казакам. Не найдя возможным обличить его в этом, враги вздумали обвинить его за то, что он порицал и проклинал унию. Афанасий не только не согласился взять назад эти порицания и проклятия, но повторял их с новой силой перед самими своими судьями. Ни ночные увещания иезуитов, ни пытки не могли заставить его отречься от православия и принять унию. Он был взят в воинский обоз, вытерпел новые огненные пытки и вкусил мученическую смерть (5 сентября 1648 г.). По одним сказаниям, преподобномученик умер под выстрелами «из мушкета», а по другим – «усечением в главу». Перед своей кончиной св. Афанасий изрек предсказание, что «Церковь правоверная будет в великом гонении от несправедливых гордых учителей церковных, от свя- тыя веры отступивших, но потом процветет она, яко крин посреди терния, и яко искра, в пепле зарытая, явится»... С воссоединением униатов исполнилось это предсказание преподобномученика.



<< Предыдущая :: Следующая >>