Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Постановления сейма 1635 г. в пользу униатов и притеснения православных латино-униатами в Мстиславской епархии в Дрогичине, Вельске, Бресте и др. городах


г. – Евгенией Шембелевной; Лепесовский монастырь, в Берестейском воеводстве; православная церковь в Тыкоцине, в 1637 г.; Грозовский монастырь, основанный в 1639 г. Мартином Володковичем; Марков монастырь близ Витебска, основанный в 1642 г. князем Львом Богдановичем Огинским; в Могилеве женский монастырь, основанный в 1646 г. Монастыри строились преимущественно на частных землях известных вельмож.

Постановления сейма 1635 г. в пользу униатов и притеснения православных латино-униатами в Мстиславской епархии в Дрогичине, Вельске, Бресте и др. городах

Оживление православия при короле Владиславе продолжалось недолго. Постановление польского правительства о разделе епархий, монастырей и церквей между православными и униатами ветре- тило крайнее сопротивления со стороны униатов. Это постановление не было приведено в исполнение, по крайней мере вполне; назначенные для этого раздела члены комиссии действовали уклончиво, предоставляя самим тяжущимся разведаться между собою. Сами постановления 1632 г. в пользу православных по настоянию папы были значительно изменены в пользу униатов. Уже на сейме 1635 г. Владислав IV грамотой 14 марта 1635 г. предоставил униатам на вечные времена униатскую митрополию и архиепископство Полоцкое, епископства: Владимирское, Пинское, Холмское, Смоленское с монастырями, церквями и имуществами, а также Виленский Свято-Троицкий монастырь с братством и церковью Св. Пятницы, равно как и монастыри: Гродненский, Жидичинский, Могилевский, Минский, Новогруд- ский, Онуфриевский, Мстиславский, Пустынский, Полоцкий, Браславский и др. В Витебске же, Полоц ке и Новогрудке православные никогда не должны были иметь никакой церкви. Грамота Владислава IV от 14 марта 1635 г. послужила поводом к новому обострению борьбы униатов с православными. Униаты объяснили, что последней грамотой отменяются права, дарованные Владиславом IV Православной Церкви. В Мстиславской епархии ожесточенную борьбу с православными вел униатский архиепископ Антоний Селява; преемник Кунцевяча по полоцкой кафедре Селява совершал всевозможные насилия против православных, которые поголовно стали отрекаться от унии с назначением на Мстиславскую кафедру православного епископа Сильвестра Коссо* ва. С епископом Сильвестром Селява вел бесконечную тяжбу из-за въезда его в Полоцк и обращения униатов в православие. Наконец, в 1636 г. Антоний Селява добился королевского указа, запрещавшего Сильвестру приезжать в Полоцк и Витебск. Известно, что грамотой 14 марта 1636 г. в этих двух городах не полагались православные церкви и запрещалось православное богослужение. В Дрогичине православным предоставлены были три церкви. Но местный староста Лешневольский отнял у них эти церкви, выгнал всех трех православных священников из города, лишив их имущества, а мещан православных преследовал разными притеснениями, побоями, тюремным заключением. Король, получив жалобу об этом, не похвалил старосту, приказал возвратить церкви и имущество православным и не притеснять их. Но королевские приказы плохо исполнялись своевольными панами. Тяжко было православным и в г. Вельске, который, как и Дрогичин, числился тогда в епархии православного луцкого епископа Афанасия Пузыны. Сперва униаты пытались принудить здешних православных священников к унии. Не успев в этом, они пригласили польского ротмистра Яна Сокола, имевшего при себе свыше ста человек пехоты. Затем они напали вооруженной силой сперва на Богоявленскую церковь, потом на Николаевскую и Воскресенскую, овладели ими, отняли их у православных и запечатали своими печатями. При этом они бесчестили православных, иных избили, других ранили оружием, а наместника о. Паиеия взяли под стражу, держали за бороду, заключили в оковы. Все это подтвердил на суде коронный возный,, бывший очевидцем случившегося вместе с двумя дворянами. В 1633 в Вельске православным были возвращены три церкви, но притеснения от униатов не прекращались. Прибывшие в этот город в 1636 г. королевские комиссары нашли здесь небольшую горсть униатов и великое множество неуниатов, которым вновь передали три церкви. Но скоро униаты отняли у православных все три церкви, которые, однако ж, опять были принуждены потом православным; В Бресте православным передана была в 1633 г. церковь Рождества Пресвятой Богородицы. Тогда многие брестские мещане оставили унию и отдались под послушание православного епископа. Но, вследствие жалобы униатов, король уничтожил грамоту, данную православным обывателям, и оставил за неуниатами только право свободного совершения богослужения. Через некоторое время православные жители г. Бреста пожелали устроить при своей церкви монастырь и восстановить древнее православное братство. С этою целью они обратились к настоятелю Купятичского монастыря Илариону Денисовичу и просили его прислать на игуменство берестейское одного из двух: или о. Макария Токаревского (замученного впоследствии турками), или о. Афанасия Филипповича. Брошен был жребий, и жребий пал на Филипповича. Это был человек замечательный, особенно по своей пламенной любви к православию и нерасположению к унии. .



<< Предыдущая :: Следующая >>