Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Состояние унии при Екатерине II, Павле I, Александре I и воссоединение униатов при Николае!


Состояние унии при Екатерине II, Павле I, Александре I и воссоединение униатов при Николае!

После 3 раздела Польши все униатские еписко- пии в русских областях, перешедших под власть России, были закрыты. Закрыта была и униатская митрополия. Единственным униатским архиереем в России оставался полоцкий архиепископ Ираклий Лисовский, назначенный Екатериной П на полоцкую кафедру еще в 1784 г. При содействии императрицы Екатерины II он успел подчинить своей власти ба- зилиан, а также заботился об очищении униатского обряда от латинских нововведений. Впрочем, сам он был искренно предан унии. Екатерина II усердно защищала унию от латинян и крепко поддерживала Лисовского. Она питала надежду, что скоро придет время, когда и остальные униаты, не воссоединившиеся в 1794 и 1796 гг., возвратятся в лоно православия. Но надежда Екатерины П сбылась очень не скоро. При преемнике ее Павле I поляки, пользуясь его сочувствием, во множестве возвращались в Западный край и стали занимать чиновные должности. В1798 г. был учрежден особый департамент для заведовании как католическими, так и униатскими делами. Но униаты не должны были иметь своих членов в этом департаменте. В 1798 г. Лисовский был утвержден в должности полоцкого архиепископа. Тогда же восстановлена была епархия Брестская– для униатов Минской и Литовскои областей и Луцкая – для униатов Киевской, Волынской и Подольской губ. С учреждением департамента в 1798 г. униаты были лишены самостоятельного управления и совершенно переданы во власть латинян. И вот начались более усиленные заботы о сближении униатской Церкви с Римско-Католической и о совращении униатов в католичество. Оплотом латинства служили по-прежнему многочисленные базилианс- кие монастыри, владевшие обширными поместьями с 20 тыс. крестьян и по уставу 1800 г. освобожденные от подчинений епархиальным архиереям.

Наибольший вред причиняли унии и православию многочисленные школы базилиан, светские и духовные. Базилианские школы, свободные от правительственного надзора, находились в тесных отношениях с польскими помещиками, получали от них нравственную и денежную поддержку и привлекали молодежь широкими воспитательными планами. Ксендзы базилиане, принадлежавшие по большей части к родовитой шляхте и имевшие в своей среде людей самых знатных фамилий, не обнаруживали особенного расположения к западно-европейской образованности. Их политика, отражавшаяся, конечно, на воспитании молодежи, носила чисто польский характер, с легким оттенком всеславянской идеи, противонемецкий и даже противолатинский. Главным предметом в базилианских школах была польская история. Базилиане не позволяли своим ученикам проникаться общечеловеческими (космополитическими) взглядами и забывать о поль- щизне; они старались развивать в них польский патриотизм. Некоторые из школ насчитывали до



<< Предыдущая :: Следующая >>