Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Заботы русского правительства о церковных нуждах православного западно-русского населения и воссоединение униатов при Екатерине //


После первого раздела за Польшей остались еще нынешние губернии: Минская, Гродненская, Виленская, Ковенская и часть Витебской. Православные жившие в этих областях, остались без православного епископа белорусского, перешедшего под власть России. Положение живших в Польше православных ухудшилось еще более оттого, что Россия допустила, по договору с Польшей в 1775 г., некоторое ограничение их прав. Так, например, православные были исключены из польского сената и министерств, вновь запрещены были православным публичные похороны, а также употребление колоколов при церквах и прочее. Пользуясь этим, польское правительство поспешило принять меры к окатоличению унии. Некоторые поиезуитские коллегии были переданы базилианскому ордену, состоявшему на половину из католиков. Базилиане принялись за перевоспитание юношества в польско- католическом духе. За посвящением ставленников во священники жившие под польским владычеством православные вынуждены были обращаться в Россию или Молдавию. На помощь православным опять пришла императрица Екатерина П. В1785 г. русское правительство, с согласия польского короля, поставило для живших в Польше православных особого епископа Виктора Садковского. Ему назначено было жалованье и местопребывание в Слуцком монастыре. С разрешения Екатерины II преосвященный Виктор принял польское подданство. При первом же объезде преосвященным Виктором южной части его епархии там началось сильное движение к возвращению в православие. Целых 300 униатских приходов приняли православие. Поляки стали подозревать в этом обращении народа начало бунта против Польши и признали Виктора его зачинщиком. По распоряжению сейма преосвященный Виктор был схвачен (1789 г.) и заключен в Варшаве «под крепким караулом», а в 1792 г. он был заключен в Ченстоховскую крепость. Подобной же участи подверглись некоторые православные священники. Все православное духовенство привлечено к присяге на верность королю. В Белоруссии приводил к присяге поручик Мировский. Он изобрел свою присягу, которая требовала верности от народа (правительство требовало присяги только от духовенства) не только польскому королю и польскому государству, но и местному пану и его преемникам. Вслед за этим на сейме 1791 г. явилась мысль освободить Православную Церковь в пределах Польши от русского влияния, сделать ее независимой от русского Святейшего Синода и передать в ведение Константинопольского Патриарха. Пинская конгрегация решила установить для православных Польши народную Церковь. Во главе Православной Церкви в Польше становился митрополит с кафедрой в Вельске; рядом с ним три епископа в Минске, Новогрудке и Житомире, зависимые только от Константинопольского Патриарха. И митрополит и епископы избираются самими православными. Но этому решению пинской конгрегации не суждено было осуществиться. В 1793 г. последовал второй раздел Польши, по которому России достались нынешние губ. Минская, Волынская и Подольская. В1795 г. Польша была окончательно разделена между Россией, Пруссией и Австрией. По третьему разделу Россия, получила западную часть Белоруссии, Малороссию и восточную часть Литвы до Немана по Западному Бугу. Для униатских жителей и нынешнего Белостокского уезда, отошедшего по 3 разделу к Пруссии, была учреждена в 1799 г. Супрасльская униатская епархия, заключавшая до 40 тыс. униатов. С присоединением (в 1807 г.) к России Белостокской области Супрасльская епархия была упразднена (в 1809 г.).Заботы русского правительства о церковных нуждах православного западно-русского населения и воссоединение униатов при Екатерине //



<< Предыдущая :: Следующая >>