Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Оживление православия при Екатерине ' Великой.


Оживление православия при Екатерине ' Великой. – Деятельность Гоигория Конисского и Виктора Садковского. –

Три раздела Польши

Только со времени вступления на русский престол императрицы Екатерины II положение православных западноруссов изменилось к лучшему. К великому их счастью, в 1755 г; на могилевскую епископскую кафедру был избран всенародным избранием ректор Киевской академии Григорий Конисский. Этот весьма умный и образованный святитель не только спас немногочисленные остатки своей паствы (130 приходов) от окончательного расхищения ее латинянами и униатами, но и горячо содействовал русскому правительству в соединении Западно-Русского края с Россией и значительной части бывших униатов с Православной Церковью. Императрица Екатерина П при вступлении своем на престол заявила, что она выступает на защиту православия и русской народности от иноземных посягательств. Преосвященный Григорий Конис- ский, присутствовавший в Москве на коронации императрицы Екатерины П, принес ей всеподданнейшее поздравление от Белоруссии и выразил надежду белорусского народа на избавление его от бедствий. Императрица сделала представление польскому двору в пользу православных. На польском престоле тогда утвердился при ее содействии новый король Станислав Понятовский. Григорий Конисский лично явился к нему в Варшаву и произнес знаменитую речь о страданиях западно-русского народа в Польше, представив при этом записку о притеснениях православных в Польше. Тронутый этой речью, король издал грамоту об утверждении религиозных прав православных и потребовал от униатских властей прекращения насилий. Однако латино-униатские власти не думали слушаться короля. Только на сейме 1768 г. православные, по настоянию России, получили некоторые облегчения. Л именно, православным предоставлено было право поддерживать, строить и содержать церкви, школы и больницы, а также собирать соборы. Духовным дозволялось свободно напутствовать больных, хоронить публично умерших, совершать крестные ходы. Они освобождались от даней, платимых доселе в пользу ксендзов; дозволялось детей от смешанных браков воспитывать в вере родителей–сыновей в вере отцов, а дочерей в вере матерей; насильственные совращения в унию запрещались. Как только русские войска, введенные в Польшу для поддержания русских требований на сейме 1768 г., были оттуда выведены, в Польше опять началось движение против диссидентов, т.е. православных и протестантов. Каменецкий бискуп , Красинский в одежде странника ходил по Польше и всюду возбуждал ненависть против диссидентов; папский посол (нунций) в воззваниях к духовенству, а последнее – в поучениях к народу, раздували пламя этой ненависти. Недовольные сеймом 1768 г. составили так называемую барскую конфедерацию, чтобы лишить диссидентов дарованных им прав. Снова вспыхнуло преследование православных. К счастью их, в 1772 г. произошел первый раздел пограничных польских областей. По первому разделу России достались нынешняя Могилевская и Витебская губ. с населением 1 млн 300 тыс. человек.



<< Предыдущая :: Следующая >>