Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ И УНИАТСКОЙ ЦЕРКВЕЙ С СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА И ВОССОЕДИНЕНИЕ УНИАТОВ В XVIII И XIX ВЕКАХ


Римско-католические иерархии с 1796 по 1898 г.

Виленские епископы: Иоанн Коссаковский (1796– 1808); Иероним Стройновский, администратор (1808– 1815); епископ Никодим Пузына, князь из Козельска, управлял Виленской епархией с 1815 г.; митрополит Станислав Богуш-Сестренцевич управлял Виленской епархией, умер в 1806 г.; митрополит Гаспар Цецишев- ский управлял Виленской епархией с 1828 г., умер в 1831 г.; Венедикт Клонгевич возведен в сан епископа в 1831 г., умер в 1841 г.; Венцеслав Жилинский возведен в сан епископа в 1848 г., в сане митрополита управлял Виленской епархией с 1856 по 1859 г.; Адам-Станислав Красинский состоял виленским епископом до 1863 г., умер в 1891 г.; Карл Гриневицкий, с 1883 по 1885 гг; Антоний-Франциск Авдзевич, с 18 декабря 1889 г. по 28 мая 1895 г.; Людвиг-Феликс Зданович, администратор, с 28 мая 1895 г, по 28 декабря 1896 г.; Стефан Зверович, с 23 октября 1897 г.

Телыпевские или самогитские (жмудские) епископы: Стефан, князь Гедройц, 1778–1803 гг.; Иосиф- Арнольд, князь Гедройц, 1803–1838 гг.; Матвей-Казимир Волончевский, 1850–1875 гг.; Мечислав-Леонард Паллюлион, с 1883 г. Могилевские архиепископы-митрополиты: Станислав Богуш-Сестренцевич, 1784–1826 гг.; Гаспар Цецишевский, 1827–1831 гг.; Игнатий Павловский, 1831–1841 гг.; Казимир Дмоховский, 1841–1851 гг.; Игнатий Головинский, 1851–1855 гг.; Венцеслав Жилинский, 1856–1863 гг.; Антоний Фиалковский, 1871–1883 гг.; Александр Гинтовт, 1883–1889 гг.; Симон-Мартин Козловский, с 1891 года.Глава шестая

СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНОЙ И УНИАТСКОЙ ЦЕРКВЕЙ С СЕРЕДИНЫ XVIII ВЕКА И ВОССОЕДИНЕНИЕ УНИАТОВ В XVIII И XIX ВЕКАХ

Печальное положение православия

С середины ХУШ века Православная Церковь в нынешних губерниях Северо-Западного края находилась в весьма печальном состоянии. Православных насильно совращали в унию, запрещали им строить новые и возобновлять старые церкви, не дозволяли заводить школы и намеренно держали в невежестве православное духовенство и народ. Особенно жестокие щюследования должны были выносить православные от буйных польских шляхтичей. Польские паны и ополячившиеся русские помещики производили всевозможные бесчинства в православных храмах, увечили священников и монахов и расхищали их имущество. Наиболее бедствовало православное население в Белоруссии, переполненной шляхтой и евреями. С 1686 по 1754 г. в Белорусской епархии было совращено в унию от пяти до семи монастырей и 164 церкви. В1765 г. во всей Белоруссии оставалось всего 130 православных церквей. А во всей Западной России, находившейся под Польшей, уцелело до первого раздела Польши всего около 40 монастырей и около 200 приходов в православии. Бедные, полуразвалившияся, часто с разбитыми окнами и упавшими крышами, белорусские церкви походили скорее на сараи и скотские хлевы, чем на храмы. Православные искали себе защиту в единоверной России, постоянно присылали жалобы и прошения на Высочайшее имя и в Святейший Синод, Русское правительство, опираясь на договор с Польшей о вечном мире (1686 г.), не раз требовало, чтобы польское правительство возвратило православным западноруссам уступленные им по вечному миру епархии и чтобы прекратились преследования. Но бессильное польское правительство , или отвечало обещаниями, или отмалчивалось и тянуло дело от одного сейма до другого.



<< Предыдущая :: Следующая >>