Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Современное положение католичества в России и отношение к нему русского правительства


могилевскому как митрополиту всех католических церквей в России подведомственны все прочие и “епархиальные епископы, к которым он относится как к своим суффраганам1 (ст. 8).

Управление церковными делами сосредоточивается в Могилевской архиепархии в руках Могилевского архиепископа, имеющего свою кафедру, консисторию и семинарию в Петербурге, в прочих епархиях – в руках епархйальных епископов, которым помогают епископы-суффраганы, Кафедральный капитул, консистория, деканы, настоятели церквей и монастырей и начальники учебных заведений (ст. 34, 35). Епархиальный епископ заведует всеми церквами, монастырями, определяет на все духовные в епархии должности, кроме членов капитула, цензирует духовные книги римско-католического исповедания (ст. 36, 38, 44). В делах, касающихся догматов веры и канонических правил, когда явится нужда в разрешении, превышающем его каноническую власть, он может относиться к римской курии по установленному для этого порядку (ст. 37). Архиепископ-митрополит, епископы епархиальные и суффраганы назначаются государем императором после предварительного соглашения с палой и канонического утверждения (ст. 15). Все они дают присягу на верность государю императору и его наследнику, кроме того им дозволяется учинить присягу и священноначальнику Римской Церкви (ст. 16). Члены епархиального капитула, утверждаемые Высочайшей властью, составляют совет при епископе (ст. 48). Консистории составляются из оф- фициала, вицеоффициала, визитатора монастырей и из членов, назначаемых и увольняемых епископом с утверждения министра внутренних дел (ст. 11,19). Секретари консистории определяются и увольняются министром внутренних дел только из лиц католического исповедания (ст. 20). Ведению консистории подлежат дела, касающиеся епархиального духовенства, как-то: дисциплинарные, спорные об имуществах, о недействительности монашеских обетов; а также дела смешанного характера, как-то: наложение церковного покаяния за проступки по решению светского суда, рассмотрение смет, дела о постройке церквей и др. (ст. 50,1–4). Голос консистории есть только совещательный. Епископ может решать дела, особенно административные и влекущие за собой только легкие наказания, по своему личному усмотрению (ст. 51,52). Во главе каждого благочиния стоит декан (благочинный), назначаемый епископом (ст. 26). При каждой приходской церкви состоит настоятель или священник в звании настоятеля (администратор) и при нем викарий, один или несколько (ст. 13). При совершении треб они сообразуются с гражданскими постановлениями, относящимися к ним, например, при совершении браков, крещении иноверцев, погребении умерших, а также в ведении метрических книг (ст. 66), копии с которых они каждогодно должны представлять в губернские правления. Церковно-служительские должности при церквах исправляются вольнонаемными людьми (ст. 27, примеч.). Непосредственное управление мужского монастыря вверяется епархиальным епископом настоятелю или супериору, назначаемому на три года. В помощники ему назначается вакарий и прокуратор (ст. 14, 71). Для непосредственного заведования всеми монастырями епархии назначается епископом визитатор (ст. 75, примеч.). Монастыри, как мужские, так и женские, управляются по их правилам и уставам, поскольку они согласны с общими гражданскими узаконениями о католическом духовенстве (ст. 70). В случае недостатка белого духовенства монахи могут занимать и приходские места, но при этом они все-таки должны носить монашескую одежду (ст. 74). Все лица католического духовенства при определении их в настоятели церкви или монастыря, в члены коллегии, консистории и академии, в викарные священники дают на верность службы присягу при гражданском начальстве (ст. 30). Никто из католических духовных лиц не может отлучаться от мест своего служения без вида от своего начальства; епархиальных епископов, членов коллегии и консистории может увольнять в отпуск до 4 месяцев без сохранения окладов жалованья министр внутренних дел (ст. 80, примеч.); паспорты для дальних отлучек духовных лиц выдаются губернаторами по требованию епархиальных начальников во все губернии (ст. 80). Для приготовления юношества к духовному званию существует для Католической Церкви в России высшее учебное заведение–императорская духовная академия в Петербурге, а в каждой епархии –духовная семинария (ст. 92,93). В семинариях клирики обучаются, кроме богословских предметов, русскому языку, словесности и истории.



<< Предыдущая :: Следующая >>