Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Современное отношение католичества к православию


Католичество при Александре ///

В 1883 г. состоялось соглашение по некоторым вопросам между нашим правительством и римским двором. На основании соглашения папа возложил загадывание упраздненной в 1869 г. Минской епар- хиею на Могилевского архиепископа-митрополи- та. Римский двор признал также право контроля (наблюдения) нашего правительства за преподаванием русского языка, словесности и истории в католических семинариях и духовной академии1. Назначенные, в силу соглашения 1883 г., новые латинские епископы не оправдали надежд нашего правительства. Назначенный на виленскую кафедру (около 20 лет управлявшуюся прелатом Жилинским после ссылки епископа Красинского в 1863 г.) епископ Гриневицкий окружил себя польской знатью и не признавал нужным сноситься с римским двором через посредничество высшего правительственного учреждения по делам иностранных исповеданий. Он восставал также против посещения католическим юношеством православных храмов для присутствования на торжественных молебствиях, стал лишать должности настоятелей и переводил викариями в глухие приходы ксендзов, преподававших закон Божий на русском языке, лишил должности и отлучил от Церкви гродненского прелата, посоветовавшего ему осторожность в торжественной проповеди перед лицом бывших занеманских униатов. Далее епископ Гриневицкий стал порицать действия старавшегося его обуздать виленского генерал-губернатора, противодействовал его распоряжениям и отзывался неуважительно о его личности. Правительство вынуждено было послать епископаГриневицкого (вначале 1885 г.) на жительство в Ярославль с содержанием 2 тыс. руб. в год. На место Гриневицкого назначен (18 декабря 1889 г.) виленским епископом доктор богословия Антоний-Франциск Авдзевич (| 28 мая 1895).

Современное отношение католичества к православию

С назначением новых латинских епископов в восьмидесятых годах среди католического населения северо-западных губерний усилилось враждебное настроение по отношению к России и к Православной Церкви. Вражда к православию особенно поддерживается ксендзами, которые, заодно с живущими здесь польскими помещиками, продолжают считать страну забранным краем и тайно поддерживают несбыточную мечту о восстановлении старой Польши и унии. При всяком удобном случае ксендзы превозносят римско-католическую веру, указывают ее мнимое превосходство перед православием, порицают православных пастырей и всячески поносят православие как веру «холопскую». Готовясь к приезду в Вильну (в 1890 г.) епископа Авдзевича, ксендзы чаще стали собираться во множестве на «фесты», чаще стали посещать своих прихожан и смешанные семьи, сильнее противодействовали заключению смешанных браков. В Гродненской губ. ксендзы часто стали совершать (в 1888 г.) крестные ходы, нередко поздним вечером, при огнях, и тем привлекали возвращающихся из церкви православных. В дни костельных праздников с особенной торжественностью совершались «отпусты», которые привлекали в костелы массу богомольцев –не только католиков, но и православных. Бывали случаи перехода православных в латинство. Так, в 1891 г. в Полоцкой епархии отторгнуто было в латинство 7 православных лиц. В деревне Селявичи Гродненской губ. отошло от православия 180 душ. Все они относятся крайне враждебно ко всему русскому и православному. В Литовской епархии ксендзы иногда запрещают своим прихожанам посылать детей в русские, особенно церковно-приходские школы; они же научают родителей запрещать детям читать по-русски или по-славянски молитву за царя и домогаются, чтобы католики не поступали в услужение в русские православные семейства. В той же Литовской епархии между простым католическим . населением весьма распространена следующая басня о мнимом всемогуществе папы. Пана Римский, гласит эта басня, есть наместник самого Христа на земле, носящий в своем «кармане ключи от царствия Божия». Он непосредственно сносится с Богом и с ангелами. Ежедневно утром под подушкой он находит у себя письмо от самого Господа, писанное золотыми буквами. Папа управляет всеми государями и без его ведома и благословения ни один царь не может начать войну. Этот непогрешимый и святой отец имеет власть прощать людям все или некоторые грехи. Среди простого народа распространены во множестве следующие предметы, особенно чествуемые латинянами: католические крестики и изображения католических святых – те и другие с польскими надписями, – коронки (четки) и шкап- леры (ладанки). Эти предметы нередко попадают и к православным.



<< Предыдущая :: Следующая >>