Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Католичество при Николае I


тайно списывались с заграничными генералами и не слушались епархиальных епископов; польские помещики выпрашивали в Риме разные преимущества для своих костелов; папа нередко присылал свои разрешения и распоряжения; епископы входили в сношение с римскими властями. Несмотря на частые напоминания правительства, порядок не мог водвориться в Римско-Католической Церкви в России.

Католичество при Николае I

Царствование Николая I в отношении к вопросам о Латинской и Униатской Церквях в империи составляет непосредственное продолжение царствования Екатерины Великой. Указом 9 октября 1827 г. о недопущении латинян в базилианский орден и о возвышении образовании униатского духовенства был положен предел дальнейшему обращению в латинство и ополячению униатского духовенства. В 1828 г. выделен был из римско-католической духовной коллегии второй–униатский – департамент, переименованный в греко-униатскую коллегию и поставленный в зависимость униатского митрополита. Во время мятежа 1831 г. латинское духовенство всех разрядов постоянно находилось во главе всех мятежнических движений и участвовало в военных действиях. За явное участие в этом мятеже в 1832 г. был закрыт 191 латинский монастырь из общего числа 304. (Всего католиков было в то время до 2,5 млн, т.е. один монастырь приходился на 8 тыс. жителей.) Большая часть закрытых монастырей была обращена в приходские костелы. Предписано было, чтобы ксендзы в приходы, а также члены католических консисторий назначались не иначе как но предварительному сношению с начальником губернии. В том же 1832 г. взамен Главного управления духовных дел учрежден был при Министерстве внутренних дел департамент духовных дел иностранных исповеданий, находящихся в России, существующий и поныне. В Вильне был издан католический катехизис на польском языке, составленный виленским епископом Клонгевичем как руководство для школ. Учрежденная с 1832 г. в Вильне римско-католическая духовная академия была переведена в 1841 г. в Санкт-Петербург. В том же 1841 г. взяты были в казну церковные и монастырские имения римско-католического духовенства на том основании, что они были населены почти исключительно лицами православного исповедания и, следовательно, не могли находиться в управлении ксендзов и монахов. Притом значительную часть доходов с этих имений духовные лица посылали в Рим или употребляли на свои личные нужды. Определено было в 1841 г. содержать на средства казны 50 штатных монастырей и временно оставить 57 нештатных монастырей. Всему латинскому духовенству назначено было жалованье от казны. Все монашествующее духовенство подчинено было власти епархиальных епископов, которые должны были управлять монастырями через своих доверенных лиц–визитато- р о в. В1843 г. было распространено на все инославное христианское духовенство, следовательно и на католическое, постановление о наперсных крестах для православного духовенства.



<< Предыдущая :: Следующая >>