Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Католичество при Александре I


В 1803 г. в Вильне была восстановлена иезуитская академия под именем,университета. При этом университете учреждена была главная семинария для совместного обучения в ней католического и униатского духовенства. Университет и главная семинария должны были содействовать ополячению и окатоличению края и ослаблению русского духа. В Северо-Западном крае при католических монастырях было около 40 польских школ, не считая в том числе иезуитских1 и базилианских (последних было, как сказано, 14 для светского юношества и 12 новици- атов), 10 школ содержали пиары, 9 – доминикане, 1 - францискане, 2 – тринитары, 5 – бернардины, кармелиты, 4 – каноники регулярные, 1 –авгус- тиниане и 5 – миссионеры. Кроме того, при женских католических монастырях содержалось значительное число училищ для девиц. Но польско-католики скоро отплатили императору Александру I самой черной неблагодарностью за все дарованные им права и за заботы о воспитании молодого поколения. При нашествии Наполеона I на Россию поляки дрались заодно с французами против русских, в Варшаве торжественно праздновали победы Наполеона над русскими. Даже латинские и униатские духовные лица содействовали Наполеону всеми средствами. Курляндский суффраган Коссаковский принимал Наполеона в Вильне, самогитский коадъютор князь Гед- ройц явно перешел на сторону французов, минский епископ Дедерко подговаривал народ вступать в войска Наполеона. В Вильне был составлен «религийный комитет» под председательством ректора университета Ивана Снядецкого. Членами этого комитета были: виленский униатский епископ Головня, Троцкий архимандрит Ленартович и провинциал ордена бази- лиан, архимандрит виленского Троицкого монастыря Каминский. Даже наиболее облагодетельствованные русским правительством иезуиты не выказывали ни малейшего сочувствия к русским войскам. В1820 г. иезуиты совсем были изгнаны из России. Доходы от иезуитских имений были обращены на потребности католического духовенства и на богоугодные дела; Полоцкая академия и коллегии закрыты, образование белого католического духовенства сосредоточено в католических семинариях.Император Александр I, наученный опытами неблагодарности поляков к нему и к России, под конец своего царствования допустил некоторые ограничения орав католиков, освободил униатов от их зависимости и стал поддерживать в Западной России местные народные русские силы. В царствование императора. Александра Г было составлено новое «положение для духовенства и церковного правительства римско-католического закона». По новому положению власть митрополита и епископов в епархиях была еще более ограничена, В преобразованной римско-католической духовной коллегии для управления католиками и униатами, влияние митрополита-председателя (Сестренцевича, возвращенного Александром I из ссылки на прежнюю должность) ослаблялось выборными из епархий членами.' В епархии сохранено было самоуправление монастырей. Правительство скоро осознало нужду в возвышении прав митрополита и епископов. Оно вступило по этому поводу в переговоры с папским двором (1801–1824). Но папа, не желая умалить свое влияние на русских католиков, согласился лишь на незначительные уступки, и стал добиваться учреждения в России нунциатуры. В 1810 г. было учреждено главное управление духовными делами иностранных исповеданий, Ему предоставлено было избрание духовных лиц на епископство и на другие духовные должности; утверждение провинциалов, раздача бенефиций, надзор за семинариями и монастырями, наблюдение за духовными имениями и капиталами и рассмотрение жалоб на епархиальных епископов. Таким образом, с учреждением главного управления значительно сузился круг дел, подлежавших ведению духовной коллегии. Но и главное управление было бездеятельно. Слабость власти и неопределенность «положения» привели к злоупотреблениям разного рода. Духовенство и монастыри страдали недостатками; особенно обогащались и возвышались во времена Павла I и Александра I члены капитулов. Вновь назначаемому члену давалась пожизненная особая бенефиция. Вопреки постановлению правительства члены капитулов часто завладевали, кроме своих законных бенефиций, несколькими приходами и, не имея возможности лично заведовать ими, за ничтожную плату нанимали других бедных священников. Монашеские ордена



<< Предыдущая :: Следующая >>