Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Католичество при Екатерине II


После второго и третьего раздела Польши, Екатерина П, также своею властью, учредила еще три римско-католические епархии: Инфлянтскую (в Вильне), Пинскую и Летичевскую. Архиепископу могилевскому было назначено 10 тыс. руб. жалованья (всего содержания Сестренцевич получал до 60 тыс. руб. в год), а епископам – от 3 до 4 тыс. руб. в год из доходов губерний, входивших в их епархии. Все они должны были присягнуть на подданство России. При Екатерине II правительство неуклонно стремилось к тому, чтобы расширить власть местных представителей латинского духовенства, согласно с древними каноническими правилами и для удобства управления. В своих епархиях епископы были полными начальниками: все белое и монашествующее духовенство было подчинено им; сами же епископы были подчинены юстиц-коллегии и сенату. Все три епископа (Коссаковский, Цецшиевский и Сераковс- кий) были независимы не только друг от друга, но и от Могилевского архиепископа. Им дано было право иметь консисторию, в которую при решении духовных дел светских лиц должны были приглашаться по примеру могилевской консистории члены от губернского правления. Все апелляции на решение епископа или консистории должны были поступать в сенат. Мудро устроенная Екатериной П Римско- Католическая Церковь не представляла в России замкнутого в себе института, имевшего своего особого государя–папу–и не подчиненного местной государственной власти, как это было в Польше. В административном отношении Католическая Церковь была сделана совершенно независимой от папы. Епископы католические получили теперь такие права в своей епархии, каких не имели они, находясь под польским владычеством: им подчинены были не ^^ только церкви и белое духовенство, но и монастыри всех орденов и все монашествующее духовенство. Зависимость монашеских орденов от своих генералов и право патронатства над костелами, господствовавшие при польском правительстве, теперь отменены были в пользу епископов. Капитулы не могли теперь идти против своих епископов, которых они прежде сами избирали и управление которых значительно ограничивали. Заискивание перед светским правительством, заботы о расширении своих земельных владений, борьба с богатой аристократией–все это кануло в вечность. Епископам, монастырям и белому духовенству вменено было в обязанность отнюдь не зависеть от каких-либо иностранных учреждений и властей, не отсылать им доходы и не принимать от них какие-либо повеления, в случае же присыпки их представлять на рассмотрение в сенат и обнародовать только с его согласия. Действительно, не раз случалось, что императрица или сенат запрещали обнародование папских булл или некоторых их частей. Волей-неволей папа должен был примириться с Католической Церковью в России. Он неохотно делал уступки, давал некоторые права митрополиту, но только временно, в качестве папского уполномоченного, и вовсе отклонил предложение возвести его в сан кардинала. Зная, что Сестренцевич сочувствует новому порядку управления и поддерживает его, Рим опасался, что в России может образоваться местная, довольно самостоятельная Церковь. Нет сомнения, что к этому и стремилась политика России по отношению к Риму при императрице Екатерине II и что только в этом виде, согласном с началами и преданиями Христианской Церкви и несовместном с папскими притязаниями на полновластие, и возможно мирное существование Латинской Церкви в Российской империи под покровом самой широкой терпимости. Но не того всегда желали ультрамонта- ны и иезуиты, воззрения которых постоянно преследовал'Рим в отношении к России.



<< Предыдущая :: Следующая >>