Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Католичество при Екатерине II


Глава пятая

СОСТОЯНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В СЕВЕРО-ЗАПАДНОМ КРАЕ РОССИИ ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ РУССКИХ ВЕНЦЕНОСЦЕВ

Католичество при Екатерине II

После третьего раздела Польши под управление русского правительства поступили четыре римско-католические епархии: Виленская, Жмудская (или Самогитская), Луцкая и Каменец-Под ольская. Они издавна имели свои права, установления, обычаи. Папа имел над латинским духовенством почти неограниченную власть через своего нунция в Варшаве. Русское правительство должно было примирить й согласовать все это с государственной пользой и законами России. В главных своих основаниях управление Римско-Католической Церковью, выработанное при Екатерине II, продолжает быть неизменным до настоящего времени. По примеру многих тогдашних правителей Западной Европы Екатерина П стремилась к тому, чтобы обособить Католическую Церковь в России в деле управления от заграничных властей и чтобы подчинить католиков русским учреждениям. Тотчас после первого раздела Польши Екатерина П приказала губернаторам объявить, что «всемилостивейшая государыня изволит не только всех (ее новых подданных) подтверждать при совершенной и ничем не ограниченной свободе в публичном отправлении их веры,., но изволит еще отныне награждать, в полной мере и без всякого изъятия, теми правами, вольностями и преимуществами, каковыми древние ее подданные пользуются». Обеспечивая католикам свободу вероисповедания, нисколько не нарушая их догматов и обрядов и даже учреждая для них особого католического епископа, Екатерина II не признала за папой, верховным главой римско-католичества, права вмешиваться в дела внутреннего устройства католического духовенства. Она объявила, что никакие папские буллы и повеления... не могут быть обнародованы в Белоруссии прежде рассмотрения их белорусским генерал-губернатором и Высочайшего утверждения. По выбору Виленского римско-католического епископа Массальского Екатерина П, указом 22 ноября 1773 г., назначила епископом белорусским виленского каноника Богуш-Сестренцевича. Екатерина II дала ему грамоту на основание римско-католических церквей в России и на заведение в Могилеве книгопечатни. Сестренцевич был сыном литовско-русского дворянина, реформатского вероисповедания, но в 1763 г. под влиянием католических монахов принял католичество. Поставленный во епископа, Сестренцевич более полувека управлял Латинской Церковью в России и служил четырем русским императорам. Будучи ревностным католиком, он, однако, любил разумное просвещение и много занимался наукой. Сестренцевич основал в 1778 г. в Могилеве католическую семинарию, в которой старался ввести возможно основательное преподавание всех наук. В круг предметов обучения введен был Сестренцеви- чем и русский язык. Церковное цраво должно было внушать, по мнению Сестренцевича, повиновение не только духовной, но и светской власти. «За хлеб, коим питается духовный, и за доставляемую ему в империи безопасность он должен быть предан и верен государю, не воображая, что особенность одеяния его от того освобождает». Поэтому в новооткрытой семинарии должно было преподаваться каноническое церковное право в том виде, как оно будет утверждено государем для Католической .Церкви, пользующейся в империи его покровительством. В1782 г. Екатерина П возвела своей властью Сестренцевича в архиепископы всех римско-католических церквей в России, В1784 г. Сестренцевичу был назначен помощник, «коадъютор» Бениславс- кий, бывший динабургский каноник из иезуитов. Папе предложено было только прислать паллиум для Сестренцевича и распорядиться посвящением Бениславского в епископы.



<< Предыдущая :: Следующая >>