Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Огромные имущества и самоуправство латинского духовенства


При поддержке Рима латинское духовенство получило особенные права: гражданские и имущественные. Латинские епископы были первыми сенаторами й председательствовали в разных комитетах, даже по военным делам. Они занимали первые места в областных сеймах и считались ротмистрами в польской коннице. От латинского белого духовенства зависело определение на важные места канцлеров и подканцлеров литовских. Должности литовских секретарей, референдаров и т.п. занимали прелаты и каноники. Духовные наполняли все присутственные места и были изъяты от всякой подсудности гражданской, а подлежали только суду духовному. Но, не подчиняясь власти светской, духовенство католическое всегда вмешивалось в дела гражданские. Пользуясь огромными правами и преимуществами, духовенство еще с XVI века вступило в борьбу со светской властью и со всеми сословиями государства не за чистоту проповедуемой им веры, а за личные свои выгоды. Есть примеры, что монастыри с самого своего основания в течение столетий вели тяжбу с городом за землю; так, например, ковенский бернардинский монастырь вел процесс с ковенским городским управлением с 1481 по 1776 г. Латинское духовенство отказывалось платить подати и нести всякие повинности; напротив, само облагало налогом все классы населения и не хотело подчиниться государственным законам и судопроизводству. Желая избавиться от почти неограниченного влияния Рима на внутреннее устройство духовного сословия, короли с конца XV века сами стали назначать епископов. С этого времени капитул обыкновенно избирал в епископы того, кого назначал кораль. С конца XVI века был запрещен также вывоз аннат, или сбора в пользу пап.

Огромные имущества и самоуправство латинского духовенства

Заведывание воспитанием юношества и вмешательство в светское управление и в гражданские дела приносило латинскому духовенству огромную вещественную пользу. К концу царствования виновника унии Сигизмунда Ш высшему латинскому духовенству принадлежало в Речи Посполитой 100 530 деревень, а во владении приходского духовенства состояло 161060 деревень , между тем король и дворянство имели в своем владении только 90 тыс. деревень, так что польско-латинское духовенство владело два столетия тому назад двумя третями всего государства1. И при таком громадном богатстве это духовенство не считало себя обязанным нести какие-либо имущественные повинности для своего отечества или подчиняться законным требованиям светской власти. Происходили беспрестанные по этому повсюду столкновения между обеими властями, доходившие иногда до крайнего самоуправства. Так, в конце XVII века виленский епископ Бржостовский запретил крестьянам своих епископских имений снабжать продовольствием расположенные у них войска, подчиненные начальству виленского воеводы Сапеги. Ни суд, ни король не уважили жалоб Бржостовского на Сапегу за собирание продовольствия. И вот Бржостовский собрал с крестьян деньги, назначенные для войска, и держал их у себя, приказал сжечь в епископских имениях овес и сено, чтобы они не попали в руки солдат, приказал ксендзам на исповеди и в проповедях возмущать народ прошв войска и его начальника Сапеги. Папский посол принял сторону Бржостовского и обнародовал декрет (решение) против Сапеги. Бржостовский приказал по всей своей епархии отлучить Сапегу и главнейших его офицеров от церкви, сам первый произнес анафему в кафедральном костеле в Вильне и прекратил на несколько дней всякое богослужние, чтобы показать скорбь церкви. Депо это продолжалось целых пять лет. Бржостовский, наконец, примирился с Сапегой, по внушению папы.



<< Предыдущая :: Следующая >>