Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Распространение католичества и римско-католические епархии в Литве и Белоруссии в XVII и XVIII веках


Всего в Виленской епархии было 26 благочин и й, и числилось костелов и каплиц: в 1669 г. –404, в 1717 г. – 435 и в 1744 г. – 384. Нужно заметить, что в собственном смысле Виленская епархия заключалась в нынешних губерниях Виленской, Гродненской и восточной части Ковенской. На обширном пространстве входивших в состав Виленской епархии губ. Витебской, Могилевской и Минской существовали только немногочисленные костелы, искусственно связанные в благочиния. Некоторые благочиния в этих губерниях заключали огромное пространство; так, например, Оршанское благочиние заключало в себе пять уездов, в которых было расположено всего около 17 костелов. Бобруйское благочиние занимало более половины нынешней Минской губ. и часть Могилевской; на таком пространстве было всего 13 костелов.

Виленская епархия учреждена была в 1388 г. и подчинена архиепископу гнезненскому. Первых два епископа были из ордена Францисканского, но с 1407 г. уже ни одного епископа не было из монахов. Из первых четырех епископов трое были поляки, но уже с 1431 г. ни один поляк не восходил на виленскую кафедру. Это право принадлежало неизменно лицам литовско-русского происхождения. С начала XVI века богатую виленскую кафедру стали занимать знатные литовские вельможи: Войцех Радзивилл (1508–1519), сын князя Николая Радзи- вилла; Иоанн, побочный сын короля Сигизмунда I (1519–1536); князь Павел Голынанский (1536–1555). Замечательно, что побочный сын Сигизмунда I, Иоанн, был назначен преемником виленского епископа, когда ему едва минуло 17 лет, а в 20 лет он уже был епархиальным архиереем. Иоанн пользовался большой любовью польской знати за то, что старался о распространении между литовцами и русскими знания польского языка. Он приказал объяснять народу Евангелие и Апостолов не только на языке литовском, но и на польском. Несмотря на появление протестантства, в сан епископов возводились лица, недостойные этого звания. Так, в 1575 г. был назначен епископом-суффраганом виленским Георгий Радзивилл, имея 18 лет от роду. На 23 году, состоя иподиаконом, он был уже епархиальным епископом и кардиналом (1581–1590). Уже будучи епархиальным епископом, Г. Радзивилл принял в 1582 г. звание королевского наместника в Инфлянтах. В должности генерал-губернатора он жил целых три года в Риге, главном городе Инфлянт. В своем епархиальном городе Вильне он почти не жил. Епископ Волович (1616–1630), будучи королевским вице:кандлером, во все время своего епископства был всего два раза в Вильне. Епископ Иоанн Довгялло-Завиша (1656–1661) не вступал даже в управление епархией. Он все свое время провел в переездах на сеймы и сеймики. После епископства Сапеги (1667–1672) на виленскую кафедру вступил Николай Пац (1672–1684), женатый человек, воевода трокский, кастелян виленский, отличившийся некогда на войне и потом промотавшийся. Пац редко оставался в Вильне. Он чаїсто бывал на сеймах, в Варшаве, в своих имениях и в гостях у короля. До конца существования Польши епископов продолжали назначать из знатного рода. Чем знатнее по роду и чем неспособнее был епископ, тем более его любили властолюбивые иезуиты. Епископы Георгий Радзивилл, Бенедикт Война, Волович, Георгий Тышкевич, Александр Сапега, Анцута были сначала воспитанниками, а потом покровителями своих учителей-иезуитов.



<< Предыдущая :: Следующая >>