Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Распространение католичества и римско-католические епархии в Литве и Белоруссии в XVII и XVIII веках


Глава четвертая

СОСТОЯНИЕ РИМСКО-КАТОЛИЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ В ЛИТВЕ И БЕЛОРУССИИ В XVII И XVIII ВЕКАХ

Распространение католичества и римско-католические епархии в Литве и Белоруссии в XVII и XVIII веках

Выше было сказано, что с прибытием иезуитов в Литву быстро стали размножаться костелы и польские школы не только собственно в Литве, НОИ в чисто русских областях Литовского государства. Вслед за иезуитами стали быстро размножаться в тех же областях кляшторы других латинских монашеских орденов. Латинское духовенство деятельно принялось за окатоличение и за ополячение западноруссов и за совращение униатов в латинство. С XVI века могущественная Римская Церковь принимает польское дело под свое покровительство, и оно сделалось, по словам польского поэта (А. Мицкевича), ее собственным делом. В Западной Руси является польское ксендзовство, польское католичество. Польско-латиняне открыто проповедуют ненависть к иноверию русских, открыто преследуют их, хотя они составляли большинство народонаселения нынешних западных губерний.

В XVII и XVIII веках в пределах нынешнего Северо Западного края существовали следующие католические епархии: Виленская, Жмудская, части Луцкой и Киевской, Смоленская и Инфлянтская, или Ливонская. Из этого числа только первые три были действительные епархии. Епархии же Киевская, Смоленская и Инфлянтская были только номинальные (по имени, а не на деле). Обширнейшими епархиями были Виленскаяи Жмудская. В состав Виленской епархии при польском правительстве входили нынешние губернии: Виленская, Гродненская, восточные части Ковенской (части уездов Поневежского и Ковенского, уезды Вилкомирский и Новоалександровский), Могилевская, Витебская и Минская. Жмудская епархия заключала в себе западную часть нынешней Ковенской губ., а именно уезды Россиенский, Тельшевский и Шавельский и часть уездов Поневежского и Ковенского. Если мы укажем, когда и где именно строились костелы, то этим отчасти обозначим и постепенное распространение католичества в западных губерниях. Мы говорим отчасти, потому что после насильственного введения здесь католичества великие князья литовские стали строить за счет казны костелы и в таких местностях, где вовсе не было католиков. Впоследствии окатоличившиеся вельможи строили в своих имениях великолепные костелы собственно для себя и своей прислуги, так как почти все окрестные поселяне принадлежали к вере греко-восточной. Во всяком случае, воздвигнутые в старину костелы указывают пункты, из которых католичество могло распространяться в соседние с ними местности. Если можно судить по времени постройки костелов о распространении католичества, то смело можно вывести заключение, что в XV веке римская вера успела распространиться только в нынешней Виленской и части Гродненской губ. Но здесь гораздо ранее была распространена уже православная вера. Уже в XIV и в начале XV века в пределах Виленской римско-католической епархии находились четыре епархии православные: Пинская, или Туровская, Минская, Могилевская и Полоцкая. В восточной части Ковенской губ. костелы начали строить по большей части уже в XVI веке. В середине того же XVI века построено довольно много латинских церквей в Белостокской области. Сигизмунд III, князья Радзивиллы и другие знатные фамилии строили в веке множество костелов в своих имениях. Кроме губерний Виленской, Гродненской и Ковенской мы находим в это время несколько костелов в Минской губ., по границам с Виленской, да пять–шесть – в Витебской и Могилевской губ. Католичество стало успешно распространяться в области с русским населением, как сказано выше, только после окончательного соединения Литвы с Польшей на Люблинском сейме 1569 г. и после прибытия в Литву иезуитов. С начала XVII века и по 1655 г. в Белоруссии и Литве появилось до 190 католических костелов и кляшто- ров. Из этого числа 58 приходится на Ковенскую губ., 42 – на Виленскую, 32 – на Минскую, 25 – на Могилевскую, 22 – на Гродненскую и 11–на Витебскую. Со второй половины XVII века, когда огромное большинство западно-русского дворянства совратилось в католичество, число костелов и кляшто- ров еще более увеличилось в губерниях с русским или смешанным русско-литовским населением. В XVIII веках здесь появилось до 327 костелов и кляшторов, а именно: в Виленской губ. – 114, Гродненской – 431, Минской – 55, Витебской–91 и Могилевской – 24. Кроме того, в этих же губерниях построено было до 53 каплиц с престолами для богослужения и значительное число таких костелов и кляшторов, время основания которых с точностью неизвестно. Некоторые из костелов и кляшторов преобразованы были из русских церквей и монастырей, как, например, Велижский 1754 г. Все эти костелы и кляшторы в большей или меньшей мере были орудиями окатоличения и ополячения русского и литовского населения этих губерний.



<< Предыдущая :: Следующая >>