Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Западно-русская церковная литература и писатели


Из писателей, известных по именам, заслуживают внимания следующие: Братья Зизании–Стефан и Лаврентий, Иоанн Вишенский, Леонтий Карпович, красноречивый проповедник, которого сравнивали с Иоанном Златоустом, Захария Копыстенский. Последний написал между прочим «Книгу о вере», «Палинодию», или книгу обороны святой кафолической Церкви (1662) и «Книгу правдивой едности правоверных христиан против униатов» (1623). «Палинодия» написана в опровержение «Обороны унии» униатского (смоленского) епископа Льва Кревзы. Палинодия отличается своей полнотой и бога?ой ученостью ее автора. Мелетий Смотри ц к и й ( 1633). Он получил образование сначала в Острожской школе, потом в Виленской иезуитской академии и, наконец, слушал лекции в заграничных университетах. Возвратившись из-за границы, он вступил в Виленское братство и принял пострижение, а с 1620 г. рукоположен на полоцкую кафедру и остался жить в Виленском Свято-Духовом монастыре, управляя им. Сначала он был весьма ревностным защитником православия, а потом перешел в унию и стал врагом православия. От него осталось много сочинений в защиту православия. Из них более известны: «Антиграфы, или отповедь» (1608) на униатские брошюры; «Harmonia, Heresiae ignorantiae» и др. с раскрытием учения об йсхождении Святого Духа, о состоянии душ по смерти, о Церкви; «Оправдание невинности»; «Оборона оправдания»; «Прибавление к ней» и «Обличение» - в защиту Патриарха Феофана; «Фринос, т.е. плач Восточной Церкви на отступление некоторых от древнего греческого исповедания и от повиновения Патриарху Константинопольскому». Обличением латинских заблуждений, изображением плачевного состояния Православной Церкви и беспорядков в Католической Церкви «Фринос» произвел на всех современников сильное впечатление. Сигизмунд III приказал отобрать «Фринос» и сжечь его. Склонившись впоследствии в унию, Смотрицкий с таким же жаром стал нападать на православных в сочинениях: «Апология путешествия М. Смотрицкого в страны восточные» (1628); «Парёнезис» (увещание) к русскому народу (1629) в защиту апологии против направленного на нее «Антидота» (противоядия – слуцкого протоиерея Мужиловского). Мелетий составил также греческую и славянскую грамматики. Петр Могила (1633–1647) преобразовал Киевскую братскую школу в академию (коллегию). Киевская академия имела громадное значение для православно-русского населения Западной Руси. Она выпустила из своих стен целый ряд глубоких ученых и великих борцов за православие и русскую народность. Сам Петр Могила трудился над исправлением текста славянской Библии и составил «Краткий катехизис», а также «Требник» (1646),. который долго служил руководством при богослужении во всей России и известен под именем «Требника Петра Могилы». Петру Могиле приписывается также участие в составлении «Лифоса, или камня на сокрушение лжи бывшего ректора академии Кассиана Саковича» (1644), который в своем сочинении «Перспектива заблуждений дезунитской Церкви» обвинял православных в протестантстве, порче обрядов и невежестве духовенства. Известны также: Исаия Трофимович-Козловский, на Киевском соборе 1640 г. удостоенный степени доктора богословия. Ему приписывается составление известного «Православного исповедания веры». Последнее одобрено восточными Патриархами и доселе остается символической книгой Православной Церкви. Сильвестр Коссов (1657); Иосиф Тризна, бывший игуменом Свято-Духова монастыря в Вильне (1656), Иннокентий Гизель (1684); Лазарь Баранович (+1694); Иоанникий Голятовский (+1688).



<< Предыдущая :: Следующая >>