Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Западно-русская церковная литература и писатели


Западно-русская церковная литература и писатели

Борьба с унией и католичеством, возрастание школ и в связи с этим подъем образования в Западной Руси вызвали развитие церковной литературы. Появилось много самостоятельных трудов, а также новых переводов свято-отеческих и других произвел дений. Самостоятельные труды были разного содержания, но более всего касались унии и католичества, борьба с которыми составляла тогда самую живую и насущную потребность. Многие писатели, особенно во времена гонений на православие при Оигизмун- де III, скрывали свои имена под вымышленными названиями. Наиболее разгорелась борьба духовным оружием тотчас после Брестского Собора. Латино- униаты и православные старались оправдать свои действия. В-1597.Г. появилось сочинение иезуита Скарги «Собор берестейский и его оборона». Оно издано было отдельно на польском и русском языках. В том же году православные издали «Эктезис, альбо короткое собрание справ, которые ее деяли на поместном берестейском соборе». Против сочинения Скарги было издано православными в том же году обширное сочинение Христофора Филалета (вероятно, Хр. Вронского, – протестанта, писавшего по просьбе К. Острожского). Оно называется «Апокрисис, альбо отповедь на книжки о соборе берестейском». Апокрисис – один из замечательнейших памятников в историко-полемической литературе того времени. Здесь, вопреки Скарге, доказывается незаконность униатского Брестского собора, вероломство униате- ких владык и законность православного Брестского Собора; на основании Священного Писания и истории опровергается учение о главенстве папы. Автор обладал научным образованием, обширными познаниями в Священном Писании, церковной истории и свято-отеческих творениях. Сочинение это сильно встревожило униатов и католиков. Против «Эктези- са» также было написано униатами «Справедливое описание дел и справы собора брестскаго» (1597), напротив «Апокрисиса»– «Антиррисис» (1599), составленный греком Петром Аркудием, учителем униатской брестской школы, по поручению Ипатия Поцея. Автор этого сочинения укоряет автора «Апокрисиса» во лжи и клевете и говорит со свойственною тому времени развязностью, что «сам дьявол, вылезши из ада, не мог бы измыслить злейшей неправды, чем Филалет». В1598 г. издана брошюра: «Вопросы и ответы православному с папежником» неизвестного автора, где кратко, но отчетливо и основательно изложены спорные вопросы о ГШодие («и от Сына»), главенстве папы, опресноках, чистилище, посте в субботу, новом григорианском календаре, об униатских владыках и т.д. Около 1605 г. одним львовским священником, участвовавшим в Брестском Соборе, составлено сочинение «Перестрога», в котором изъясняются причины возникшей в Западно-Русской Церкви унии, разоблачается почему и какими мерами введена уния, указываются заблуждения Римской Церкви и опровергается ее учение о главенстве лапы, в особенности– мнение, будто бы апостол Петр был епископом в Риме и наместником Иисуса Христа.



<< Предыдущая :: Следующая >>