Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Важнейшие братства и защита ими православия. – Свято-Духов монастырь в г. Вильне


Наконец, по сильному настоянию православных, он был отпущен и возвратился к своим со славой доблестного исповедника, измученного за веру. О нем Захария Копыстенский оставил следующий отзыв: «Блаженный Л. К., муж богодухновенный, в языке греческом и латинском знамените беглый, оборона благочестия». Строгости его монашеской жизни удивлялись даже ярые униаты. Преемником его был знаменитый своей ученостью архимандрит Мелетий Смотрицкий, впоследствии архиепископ полоцкий. По переходе Смотрицкого в унию, настоятелем («старшим») монастыря сделался Иосиф Бобрикович, весьма ученый и благочестивый муж. Подобно Леонтию Карповичу Иосиф Бобрикович отличался даром проповедничества. Даже иноверцы массами приходили в Духов монастырь слушать его красноречивые проповеди. При седьмом по списку настоятеле Свято-Духова монастыря Иосифе Нелю- бовиче-Тукальском совершено было (в 1655 г.) перенесение из Троицкого монастыря в Духов монастырь мощей св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия. Нужно заметить, что большинство епископов в Белоруссии вышли из Свято-Духова монастыря. Были даже киевские митрополиты из того же монастыря. Вообще Свято-Духовский монастырь и Виленское братство имели огромное значение не только для Северо-Западного края, но и для всей Западно-Русской Церкви. Особенное уважение со стороны православных к Виленскому Свято-Духов- скому монастырю и братству выражалось в том, что православные, учреждая новые обителй, отдавали их большей частью под надзор и руководство Виленского Свято-Духова монастыря. Всего было 17 мужских и 2 женских (Виленский и Минский) монастыря, подчиненных Свято-Духовскому братству. При посредстве этих обителей православное братство оказывало влияние на всю Литву и Белоруссию. Существовавшая при братстве книгопечатня считалась в то время одною из лучших в Литве и Белоруссии. При ней издан целый ряд книг в защиту православия и в обличение унии. Здесь издавались также книги богослужебные и учебные. На некоторое время (1610–1621 гг.) книгопечатание было перенесено в подчиненный Духов- скому монастырю Евейский монастырь, основанный князем Богданом Огинским. Почти все братства более или менее зависели от Виленского Свято-Духовского братства и перенимали его порядки. Важнейшими из этих братств в Северо-Западном крае были Минское, Слуцкое и Могилевское.



<< Предыдущая :: Следующая >>