Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Православная иерархия в Белоруссии и Литве с середины XVI! до середины XVIII века. – Русское правительство поддерживает православных впольских владениях


Православная иерархия в Белоруссии и Литве с середины XVI! до середины XVIII века. – Русское правительство поддерживает православных впольских владениях

По смерти митрополита Сильвестра Коссова, преемника Петра Могилы, в киевские митрополиты был избран луцкий епископ Дионисий Балабан (1657–1663). В1658 г. он переселился в оставшуюся за Польшей западную Украину и в следующем, 1659 г., учредил свою консисторию в Слуцке. Во времена Дионисия Балабана в пределах Польши оставались, кроме митрополичьей, еще следующие православные епархии: Львовская с Галицкою, Перемышльская, Луцкая и Белорусская (Могилевская, или Мстиславская, учрежденная в 1632 г.). Митрополит Дионисий Балабан в 1661 г. посвятил в белорусские епископы Иосифа Нелюбовича-Тукальского, а в 1663 г. – в лудкие епископы князя Гедеона Святополка-Чет- вертинского. По смерти Дионисия Балабана, Иосиф Нелюбович-Тукальский избран был на киевскую митрополию (1663–1676). А в белорусские епископы избран был в 1669 г. слуцкий архимандрит Феодосий Василевич. Феодосий скончался в 1678 г. После него более 20 лет Белорусская епархия оставалась без святителя и управлялась наместниками киевского митрополита. В 1680 г. православные избрали было на белорусскую кафедру кандидата, но король не утвердил его; в 1692 г., когда они просили короля дать им епископа, получили ответ, что если хотят униата, то он прикажет поставить, а православного не дозволит; в 1697 г. архимандрит Серапион Польховский получил было от короля грамоту на Могилевскую епископию, но в 1699 г. по настоянию полоцкого униатского архиепископа король объявил злу грамоту недействительною. Отказ последовал потому, что «не только в Белорусской епархии, но и по всему Великому Княжеству Литовскому через посвящение во священнический сан схизма начала множиться».

Это было весьма тяжкое время для православия. Митрополит Иосиф Тукальский в 1664 г. был схвачен поляками и заключен в Мариенбургскую крепость, где томился два года. После смерти Тукальского в 1676 Г; польское правительство назначило администратором (управляющим) киевской митрополии львовского епископа Иосифа Шумлянского, как изъявившего согласие принять унию, если его сделают митрополитом. Вслед за Шумлянским принял унию Иннокентий Винницкий, добивавшийся перемышльской кафедры. Шумлянский и его сообщники, принявшие тайно унию, возобновили попытку общего соединения всех православных западно- руссов в одну униатскую Церковь. С этой коварной целью был назначен в Любляне в 1680 г. съезд всех православных и униатов. Православные, однако, не поддались на этом съезде ни на какие униатские и иезуитские обольстительные предложения. Съезд кончился ничем. Тем не менее, согласно принятому плану, униат Шумлянский продолжал управлять киевской митрополией под видом православного первосвятителя, чтобы этим удобнее увлечь православных в унию.



<< Предыдущая :: Следующая >>