Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Базилиане, их монастыри и школы


Базилиане, их монастыри и школы

Главным орудием для латино-польской партии в деле окатоличения и ополячения русских униатов были базилиане. Известно, что орден базили- ан при самом учреждении своем принял обычаи и порядки латинских монашеских орденов. Папа разрешил даже латинянам поступать в этот орден. Независимый от власти униатского митрополита, поддерживаемый польскими королями и Римом, базилианский орден нанес страшные опустошения православию. В пределах Белоруссии и Литвы в XVII и XVIII веках было до 88 базшгаанских монастырей. Незначительная часть православных монастырей была совращена в унию при самом ее введении, как, например, монастыри: Жировицкий, Пинский, Виленский Свято-Троицкий, Лавришевский, Супрасльский, Браславский, Мстиславский, Онуфриевский Пустынский, Гродненский, Лещинский, Полоцкий Борисоглебский, Минский, Кобринский, Черейский и Трокский. Для самих базилиан: в разное время основано было в Литве и Белоруссии, в и XVIII веках, до 57 монастырей. Кроме того, со второй половины XVII века вновь отняты у православных и обращены в униатские монастыри: Мозырский, Ясногорский Петропавловский монастырь – в 1652 г., Мерский– в 1690 г., Лепесовский–в 1691г., Цеперский–в 1696 г., Лукомский – в 1715 г., Стрекаловский – в 1722 г., Мазаловский– в 1727 г., Новодворский и Терешкове кий – в 1743 г., Сверженский и – Друйский в 1747 г., Голдовский –около 1747 г., Оголицкая или Бобыницкая пустынька, близ Петрикова, – в 1748 г., Селецкий монастырь–в 1751 г., Соломерецкий и Борисовский Воскресенский – в 1763 г. При некоторых, впрочем весьма немногих, монастырях учреждены были миссий «для попечения о спасении верующих», как, например, базилианская миссия в Мозыре, упоминаемая под 1747 г. Этим миссиям давались разные индульгенции, и миссионерам предоставлялось право благословлять и раздавать народу медальоны и коронки и водружать кресты на месте совершения миссий. При других монастырях содержались школы или для монашествующих, или же для светского юношества. Для монашествующих известны были в ХУШ веке богословские школы в Вильне и Полоцке и философские в Жировицах и Полоцке; а для светского юношества–прежняя Жи- ровицкая философская школа, имевшая до 300 учеников, и вновь основанная Сверженская семинария; Борунская философская школа с 300 учениками и Якобштадтская риторическая школа в Курляндии с 200 учениками.



<< Предыдущая :: Следующая >>