Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Совращение униатов в латинство


Сближение унии с латинством

Известно, что польско-католики смотрели на унию как на средство к совращению русских подданных Польши в католичество и к ополячению их. Поэтому за унией по пятам следовало католичество. Оно проникало в самую внутреннюю жизнь унии, вводило в унию свое вероопределение, видоизменяло ее по своему образцу в богослужении и постепенно приближало ее к полному католичеству и польщизне. Нередко католичество прямо превращало русских униатов в польско-католиков. Скоро после введения унии сторонники латинства стали делать попытки к принятию всеми униатами латинского учения о главенстве папы, об исхождении Святого Духа (от Отца) и Сына, о чистилище и проч. Особенно рано подверглось изменению униатское богослужение. Это зависело от того, что униатские священники нередко приглашали латинских ксендзов служить в униатских церквах и сами служили в костелах, употребляли латинские сосуды, облачались в латинские ризы. Ипатий Поцей на первых же порах унии стал заявлять о преимуществах латинского богослужения и в 1608 г. издал «Гармонию обрядов Церквей Восточной и Западной». Митрополит киевский Петр Могила указывает в своем требнике 1664 г. на следующие латинские новшества в униатской церкви. В его время униатские священники могли совершать несколько литургий в один день на одном и том же престоле, введена была тихая литургия («мша»), сокращены утреня, вечерня, часы, введен пост в субботу, отменено употребление теплоты при причастии и освящение воды в день Богоявления. Все эти и многие другие латинские новшества вводились только как попытки и до конца XVII века мало имели успеха. Уния была тогда новым учреждением, недостаточно окрепшим; нужно было дать ей окрепнуть, развиться, чтобы потом уже приняться за превращение ее в латинство.

Совращение униатов в латинство

Еще во времена Рутского многие униаты стали переходить в латинство. Такой быстрый переход не нравился латинянам. Они ясно видели, что такая поспешность может оттолкнуть униатов, не окрепших еще в унии, как от унии, так и от латинства. Вот почему сам Рутский стал жаловаться в Рим на совращение униатов в латинство. 7 февраля 1627 г. папа сделал распоряжение для успокоения униатов, чтобы никто из униатов, будут ли те простые миряне или духовные лица, ни под каким видом не смел переходить в латинство без разрешения папы. Но это распоряжение сделано было только для отвода глаз. Папы никогда не стеснялись давать разрешения на переход в латинство. Кроме того, король Сигизмунд Ш не согласился обнародовать в своем королевстве запрещение папы о переходе из унии в латинство. Распоряжение папы могло ведь поставить преграду распространению латинства, тем более что, по словам короля Сигизмунда Ш, многие только потому и делались униатами, чтобы немедленно перейти в латинство. Кроме короля, оповещению папского постановления воспротивились виленский воевода, некоторые литовские вельможи и латинские епископы! Папа принужден был через шесть месяцев издать прежнее постановление в исправленном виде. 7 июля 1627 г. запрещено было переходить в латинство только униатским духовным лицам, а о мирянах вовсе умалчивалось. Это распоряжение сделано было секретно: униаты до конца ХУШ века ничего не знали о нем и продолжали думать, что распоряжение папы о непереходе в латинство как мирских, так и духовных униатов остается в прежней силе. С течением времени совращения в латинство увеличились. Некоторые униаты переходили в латинство, даже не спрашивая разрешения из Рима. Другим в Риме отвечали, что и не нужно особого разрешения, так как мирянам дозволен переход от 7 июля 1627 г.



<< Предыдущая :: Следующая >>