Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Законодательные постановления и правительственные распоряжения против православия


Законодательные постановления и правительственные распоряжения против православия. – Насилия польско-католиков

С середины XVII века польские сеймы стали издавать постановления, прямо враждебные для православных. Сейм 1667 г. постановил освободить от всех воинских повинностей только униатское духовенство; православное же духовенство оставлено было на уровне податных сословий – крестьян и мещан. В том же году в условия, ограничивавшие власть короля, внесена была статья такого рода: если произойдут несогласия между двумя разделившимися церквами греческой религии, то король обязан немедленно устранить эти несогласия, а также он обязан не раздавать имений и духовных должностей греческой церкви людям недостойным. Смысл этой статьи преднамеренно был затемнен. Несомненно то, что под словами «устранить» эти несогласия разумелось водворение унии за счет православия, а под «лицами недостойными» разумелось православное духовенство. В1668 г. сейм постановил следующий закон: «Отступники от католичества и унии не должны пользоваться покровительством сеймовых постановлений». Под словами «отступники от католичества и унии» очевидно имелись в виду православные. Но они не названы здесь, как и во многих других постановлениях, чтобы не раздражать как самих православных, так и соседние державы, которые могли вступиться за своих единоверцев. Постановлением сейма 1676 г., подтвержденным на сеймах 1678 и 1699 гг., православным ставропиги- альным братствам, и вообще всем православным, воспрещалось выезжать за границу или приезжать оттуда, сноситься с Константинопольским Патриархом и представлять на его решение дела, касающиеся веры. Братства должны были подчиниться местным епископам. Если бы они не пожелали этого, то должны были представлять сложные дела веры на решение гражданских судов. Постановления эти ослабляли деятельность братств, наиболее ревновавших о православии. Правда, ими усиливалась власть епископа. Но если епископ принимал унию, то братства уже не в праве были относиться к Патриарху и не могли найти для себя никакой внешней церковной опоры. Воспрещением же православным выезда за границу и приезда оттуда польское правительство думало достигнуть упразднения всего православного клира, чтобы потом легче обратить русских в унию. Православное население, оставаясь без епископов (некоторые из них действительно в то время помышляли об унии) и без священников и не имея права сноситься по делам веры с Россией, Грецией, Молдавией и др. православными странами, по необходимости должно будет перейти в унию. По закону 1697 г. в судебное делопроизводство введен был в русско-литовских областях польский язык вместо русского: Сейм 1699 г. постановил, что только «мещане правдивые униаты исключительно способны к занятию -выборных магистратских должностей». Таким образом, православные навсегда лишались права быть избранными в магистратские должности. Сеймовым постановлением 1712 г. запрещалось канцлеру прикладывать государственную печать ко всяким правительственным постановлениям, если эти постановления содержали что-либо выгодное для лиц не католического вероисповедания. Последнее решение сейма поставило православных вне покровительства законов. Католическая шляхта могла безнаказанно обижать православных. В1717 г. появился проект, представленный сейму и разосланный на сеймики, об окончательном истреблении русской веры и народности в русских областях Польши. По этому проекту обрекалась на уничтожение не только православная, но и униатская вера, которая все же была русскою. Проект 1717 г. предлагал не допускать русских ни к каким государственным должностям, оставлять их в невежестве, нищете и презрении, вытеснять русских из городов посредством заселения их юркими евреями; держать русских в ншцете и невежестве, чтобы они не могли разъяснить народу, что их церковные обряды происходят от святых отцов; изнурять их поборами, чтобы они не могли приобретать схизматических книг, и стеснять так, чтобы они не могли ни повышаться, ни думать, ни делать, что пожелают; назначать епископами тех, кто имеют связи с фамилиями римско-католического вероисповедания; попов и епископов подчинить ревизии (наблюдению) латинских прелатов, дабы они за непристойное поведение были публично наказываемы; сыновей попов не допускать до образования и потом, как не получивших образования, обращать в крестьянство; разглашать хорошо обдуманные против униатов вымыслы. Особенно памятным остался для православных варшавский сейм 1732 г. Устроенная на этом сейме конфедерация выработала следующие узаконения. Церковь католическая не должна никоим образом терпеть рядом с собою другие вероисповедания; иноверцы, т.е. православные и протестанты лишаются права избрания в депутаты на сеймы, в трибуналы (т.е. областные суды) и в особые комиссии, составленные по каким бы то ни было делам. Права их сравниваются с правами евреев. Духовные лица их не должны явно ходить по улицам со святыми дарами; крещение, брак, похороны они имеют право совершать не иначе, как с разрешения католического ксендза, за установленную последним плату. Торжественные похороны воспрещаются иноверцам вовсе: они должны хоронить мертвых ночью. В городах иноверцы должны присутствовать при католических крестных ходах, в селах не должны иметь колоколов при церквах. Дети, рожденные от смешанных браков/должны причисляться к Католической Церкви и даже православные пасынки отчима-католика должны принять католичество. Канонические законы католиков должны быть обязательны для иноверцев. Все эти постановления составлены были вопреки желанию польского короля. Тем не менее они сохраняли свою силу до 1768 г., в котором они были отменены по настоянию русской императрицы Екатерины II.



<< Предыдущая :: Следующая >>