Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Бедственное положение православия и унии в Свверо-Западной России посла присоединения Малороссии к России


Временные льготы и уступки православным после войн царя Алексея Михайловича до конца XVII века

Стараясь заманить православных в унию, польское правительство по временам делало православным некоторые льготы и уступки. Так, в 1668 г. комиссарский суд присудил православным в г. Вельске церкви Воскресенскую, Богоявленскую и Никольскую. Польские короли дали жителям Могилева несколько грамот на переделку и постройку церквей, в благодарность за содействие могилевцев полякам во время войны их с Алексеем Михайловичем. Князь Палубенский разрешил в 1660 г. построить православные церкви в своих имениях – Горах и Горках. В 1661 г. Иероним Сенявский разрешил построить церкви в Шклове, в благодарность горожанам за изгнание ими московских войск. Немногочисленные дворяне, не изменившие православию, беспрепятственно строили в своих имениях церкви и монастыри. Так, в 1667 г. Аполлония Зеновичева построила в своем именин Маньковичах православную церковь; в 1655 г. Марианна Суходольская основала Мазаловский женский православный монастырь близ Мстис- лавля. В конце XVII века основан был Сторчицкий православный монастырь. Под 1672 г. упоминается Тройчанский монастырь близ Слуцка.

Бедственное положение православия и унии в Свверо-Западной России посла присоединения Малороссии к России

После войн царя Алексея Михайловича с Польшей польское правительство было сильно раздражено неудачею своего плана – посредством унии соединить окончательно и навсегда русский народ с Польшей. От Польши отпала целая область (Малороссия), и главной причиной отпадения было насильственное введение унии и католичества в Западном крае. У поляков явилось естественное опасение, что и остальные русские области скоро могут отойти к единоверной и единоплеменной России. Опыт показал, что уния не способна довести русских до забвения своей народности. И вот польско-католики решили, что следует склонить как православных, так и уни- атов-западнороссов к чистому латинству. Если же невозможно будет совершенно уничтожить унию, рассуждали они, то следует, по крайней мере, как можно теснее сблизить ее с католичеством. С конца XVII и особенно с начала XVIII века польское правительство, а также латино-униатское духовенство и ополяченные дворяне стали издавать (на сеймах) крайне стеснительные для православных законы и распоряжения. Православные нередко подвергались явным насилиям. Наибольшая часть западно-русских дворян отпали от православия. Одни из них не выдержали тяжести гонения и по разным мирским расчетам прямо принимали латинство. Другие были приготовлены к латинству своим воспитанием в иезуитских школах. Простой же народ, побуждаемый лестью и насилием, переходил в унию, хотя и под покровом унии он хранил следы православия, хранил древние отеческие предания. Впрочем, значительная часть простого западно-русского народа, а также его духовные пастыри неизменно хранили свое древнее православие, несмотря ни на какие гонения, ни на какие приманки.



<< Предыдущая :: Следующая >>