Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПАРХИЙ ЛИТОВСКОЙ, МИНСКОЙ, ПОЛОЦКОЙ И МОГИЛЕВСКОЙ ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ РОССИИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ (1795–1898)


В начале 1840 г. все древле-православные и воссоединенные церкви Литовской епархии, состоявшие в пределах Минской губ., причислены к Минской епархии, а церкви Минской епархии, состоявшие в Гродненской губ. и Белостокской области, причислены к Литовской епархии. Таким образом, Литовскую епархию в начале 1840 г. составляли: губерния Виленская (вместе с настоящей Ковенской) и Гродненская. Тогда же архиеписко пу литовскому Иосифу поведено было иметь кафедру в Вильне и впредь именоваться литовским и виленским и священно-архимандритом Виленского Свято-Троицкого монастыря. В1843 г. при образовании новой Ковен- ской губ. сделано было новое разграничение епархии. Дисненский и Вилейский уезды Минской губ. вошли в состав Виленской губ, и Литовской епархии, а от Гродненской губ. и от Литовской епархии перечислен к Минской губ. и епархии Новогрудский уезд. 8 мая 1845 г. окончательно переведена была в Вильну из Жи- ровиц литовская архиерейская кафедра, перемещена православная консистория и переехал на постоянное жительство в Вильну Иосиф, архиепископ литовский и священно-архимандрит Свято-Духова монастыря (с 1845 г.). 8 сентября совершилось торжественное открытие Литовской семинарии, перенесенной также из Жировиц, а вежд затем и открытие мужского духовного училища в по-кармелитском монастыре, рядом с Остробрамским костелом. 29 мая 1849 г. совершилось освящение загородного архиерейского дома и церкви при нем, переделанных из упраздненного монастыря тринитариев. 14 апреля 1851 г. торжественно освящен новый пещерный храм в Свято-Духовом монастыре в честь Св. Виленских мучеников Антония, Иоанна и Евстафия.,

Между тем виновник воссоединения униатов высокопреосвященный Иосиф деятельно заботился об устранении из воссоединенных церквей униатской старины, о перевоспитании духовенства на православно-русских началах, об улучшении его быта, об обновлении и украшении храмов и заботливо охранял свою паству от латино-польских происков.

Много было еще неустройств в среде воссоединенной литовской паствы. В 40-х и даже в 60-х годах при богослужении употреблялись нередко старые униатские служебники. Многие из простого народа продолжали креститься по католическому обычаю, знали и читали только польские молитвы. В большей части церквей еще не было дьячков, звонили по-прежнему в размах, как у католиков, крестные ходы совершались налево, посолонь. Молебны и панихиды, а также вечерни, заутрени и акафисты совершались весьма редко. Почти 700-тысячное население Литовской епархии по крепостному праву зависело от произвола польских помещиков. Последние, как католики, часто стесняли прихожан в исполнении церковных треб и даже в посещении храмов Божиих, на что неоднократно жаловался Иосиф в своих донесениях Святейшему Синоду. В. награду за успешное преобразование и утверждение своей паствы в православии высокопреосвященный Иосиф был возведен (30 марта 1852 г.) в сан митрополита. После весьма тяжелого для Литовской епархии времени Крымской войны наступили не менее тяжелые годы приготовления поляков к вооруженному мятежу, разразившемуся в 1863 г. открытым восстанием. Простой православный народ продолжал стонать под гнетом польской панщины даже после отмены крепостного права в 1861 г. Ксендзы в союзе с помещиками стали совращать целыми массами воссоединенных в латинство. Такое совращение обнаружилось в конце 50-х годов в Порозове Волковыс- кого уезда и в Клещелях Вельского уезда. Старанием Иосифа почти все совращенные опять возвратились в православие. Ввиду открытия польско-католиками множества тайных шксш Иосиф всеми мерами стал заботиться об учреждении училищ при церквях. В1860 г. при церквях появилось 222 приходских училища с 2700 учащимися. В то же время духовенство Литовской епархии ревностно заботилось о распространении трезвости среди лростого народа. Старанием Иосифа сентября 1861 г. открыто в Вильне женское училище духовного ведомства, состоящее под Высочайшим покровительством государыни императрицы. С января 1863 г., по мысли Иосифа, стали издаваться при Литовской семинарии «Литовские епархиальные ведомости». К началу польского мятежа митрополит Иосиф разослал негласное окружное послание к подчиненным ему духовным лицам, получавшим разного рода письма и воззвания от мятежников и весьма нуждавшимся в совете и укреплении. Во время мятежа все воссоединенное духовенство Литовской епархии твердо стояло на страже православия и русской народности. А два священника, Константин Прокопович и Роман Рапацкий, мученическою смертью запечатлели свою приверженность православной вере и русскому отечеству. После польского мятежа Западный край становится предметом особенной заботливости и изучения как со стороны правительства, так и всего русского общества. Начиная с высоты престола и кончая хижиной земледельца, из коренной России посыпались отовсюду обильные жертвы на поддержание и устройство школ и храмов в Западной России, на пособие пострадавшему духовенству. Незабвенный усмиритель последнего польского мятежа и благодетель западно-русского народа М. Н. Муравьев частью сам отпустил из бывших в его распоряжении средств, а частью исходатайствовал отпуск весьма значительной суммы на постройку новыхи переделку старых церквей, а также на увеличение содержания духовенства. Многие закрытые за прикосновенность к мятежу костелы и кляпггоры (монастыри) были переданы М. Н. Муравьевым в распоряжение епархиального начальства. В Вильне в бывшем монастыре визиток учрежден в 1865 г. 1-й православный женский монастырь в Виленской губ. При поддержке русских людей стали восстанавливаться древние и учреждаться новые православные братства при церквях–для поддержания благолепия храмов Божиих, для распространения образования в народе и для помощи бедным и нуждающимся. При 450 церквах Литовской епархии в 1864 г. существовало до 260 приходских школ для народа. В 1868 г. число этих школ возросло до 468 с 19 534 учащимися. Многие ксендзы и паны запятнали себя во время мятежа (1861–1863) изменой царю и отечеству. Простой народ отшатнулся от них, и католики-простолюдины целыми массами стали возвращаться в православие, древнюю веру отцов своих. Всего присоединилось к православию из латинства в- 1865 и 1866 гг. в Литовской епархии до 30 тыс. простолюдинов. На Высочайше отпущенные 500 тыс. руб. было построено 57 новых церквей. Возобновленные. виленские церкви стали блистать невиданным благолепием. Еще в 1859 г. была освящена Андреевская церковь при мужском училище. 8 ноября 1866 г. была освящена вновь перестроенная древняя Никольская церковь. 1 октября 1867 г. освящена восстановленная из развалин древняя Пятницкая церковь. 22 ноября освящен перестроенный Николаевский собор. 31 декабря освящен главный храм в Мариинском женском монастыре. В том же 1867 г. были учреждены по всем благочиниям церковные библиотеки, числом 41.22 октября 1868 г. освящен восстановленный из развалин Пречистенский, древний митрополитальный собор. 23 ноября 1868 г. почил великий подвижник православия, приснопамятный литовский мшропсшит Иосиф и погребен в Свято-Духовом монастыре под ракою трех Виленских мучеников.



<< Предыдущая :: Следующая >>