Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Современное положение унии в Галичине


Насколько успели олатиниться униаты, видно из нижеследующего. Греко-католические священники, как они себя называют, в Галичине, по примеру латинян, обыкновенно носят ксендзовское платье «реверенду», т.е. длинный, до самой земли, и узкий сюртук с густым рядом маленьких пуговиц. Реверенду священник надевает только идя в церковь на богослужение. Вне церкви священники всегда ходят в обыкновенном длинном сюртуке. Так одевается и латинское духовенство. Все священники бреют бороды и стригут волосы, так что по внешнему виду их нельзя даже отличить от латинских ксендзов. Из духовных семинарий почти изгнан русский и древнеславянский язык, уцелевший еще в униатском богослужении, и введен латинский язык; вместо греко-восточного церковного права изучается западно-римское право. Нередко за богослужением один из служащих пресвитеров исполняет обязанности диакона, облачаясь для этого в стихарь. Униатский митрополит при своем доставлении получает от папы паллиум, или омофор. Папа жалует название епископа некоторым старейшим пресвитерам, чем немало подрывается достоинство епископского сана. Сами епископы именуют себя поставленными благодатно Божиею и милостью апостольского престола. Таким образом, поколеблены власть митрополита, епископов и священников, перепутаны права, обязанности, свойственные различным степеням священства, и вообще расшатан весь строй Униатской Церкви, чтобы легче было заменить его с течением времени новым, латинским строем и ввести чистое латинство. В некоторых униатских церквах уже выведены из употребления иконостасы, или же, вместо обычных в иконостасе трех дверей, имеется только одна; в иных не существует завеса в царских вратах. Зато введены во всех церквах латинские монстранции (дарохранительницы), употребляются колокольчики и двух родов стихари, есть по нескольку «алтариков» – престолов, пристраиваемых к иконам в нижнем ярусе иконостаса. На этих алтариках иногда служат тихую мшу одновременно несколько священников. К задней части престола нередко приделывается высокая стенка. На стенке находится какая-нибудь икона, перед которой и служится обедня. Перед этой стенкой ставится на престоле 6 или 8 больших подсвечников со свечами, украшенных по обычаю латинян букетами из цветов. Между подсвечниками ставится крест на возвышении, служащем дарохранительницей.



<< Предыдущая :: Следующая >>