Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

ЗАКЛЮЧЕНИЕ


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В настоящее время в Северо-Западном крае число жителей по вероисповеданиям представляется в следующем виде. Православных –4 852 602, раскольников –172 898, римско-католиков – 3196 759, лютеран и реформатов –117 656, евреев – 1606 737, магометан – 15 099 и караимов – 608, а всего – 961359. Цифры эти показывают, что православное население почти равняется последователям всех ^^ других исповеданий, взятых вместе. К этому расчету нужно присовокупить, что на 3 195 759 католиков приходится ОКОЛО двух МИЛЛИОНОВ ЛИТВИНОВ и жмудинов, населяющих почти всю Ковенскую губ., северо-западную часть Виленской и некоторые местности Гродненской губ. Таким образом, на долю окатоличенных белорусов приходится сравнительно небольшая цифра – 1195 759 человек во всех шести губ. Белоруссии и Литвы.

Несмотря на сравнительную малочисленность своих последователей, католичество представляет в Северо-Западном крае внушительную силу. Известно, что оно насчитывает в своих рядах громадное большинство ополяченных помещиков, отличающихся своим богатством, образованием и влиянием. Известно также, что католичество, давно уже отождествляемое в Западном крае с полыцизной, заметно чуждается всего русского и православного и находит для себя сильную нравственную поддержку со стороны католиков царства Польского. Многочисленное и строго организованное латинское духовенство по непосредственной близости к своим прихожанам имеет огромное влияние на их совесть, верования и семейную жизнь1. Скрытая и неуловимая, а потому и наиболее опасная пропаганда ксендзов распространяется преимущественно на смешанные семьи. Где отец или мать католики, там ксендзы внушают водить детей в костелы, учить их польской грамоте и исполнять с ними латинские обряды. Указанное влияние ксендзов, а вместе с тем и сила католичества в Северо-Западном крае нисколько не ослабели бы даже при совершенном «р а с п о л я ч е н и и» католичества. Значение католичества в Западном крае еще более увеличивается оттого, что католики неуклонно тяготеют к Риму, в котором живет папа–духовный глава всех римско-католиков. Римский двор со своей стороны всегда обнаруживал притязания на вмешательство во внутреннюю жизнь римско-католических подданных в России. Последние вообще неблагоприятно, или даже враждебно, относятся к новейшим успехам православия в Западной России и все еще не теряют надежды на совращение православных западноруссов, если не в латинство, то в преступную унию. В религиозно-нравственном быту православного населения западных епархий кроме ксендзов немало вреда причиняют также католические помещики и шляхтичи. Православные крестьяне, обладая небольшими участками худой по качеству земли, вынуждены бывают наниматься к ним в услужение. Проживая у помещиков несколько лет сряду и слыша от,них нередко неблагоприятные отзывы о православии, многие из крестьян заимствуют от своих хозяев привычки, противные духу православия, нарушают установленные Церковью посты и праздники и стано- вятсяменее привязанными к своей Церкви и духовенству; по возвращении же домой своим образом жизни вредно влияют на домашних, особенно на молодых, еще не утвердившихся в преданности православию.



<< Предыдущая :: Следующая >>