Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Народное образование


Для содержания духовенства существуют при всех церквах земельные наделы, а при некоторых–озера, мельницы и т.п. доходные для принтов статьи. Каждый приходский сельский священник получает жалованье из сумм государственного казначейства по 400 руб. в год, а городской – по 600 руб. в год. На постройку и возобновление причтовых зданий с 1891 г. в каждой епархии образуются строительные капиталы посредством отчисления известной суммы из жалованья причтов. Западнорусское духовенство проявляет большую заботливость о преуспеянии духовной и церковной жизни своих пасомых, заботится

об образовании их детей, при церквах учреждает попечительства и проч. Населяющие Северо-Западный край белорусы отличаются набожностью, приверженностью к Православной Церкви и покорностью своему духовенству. Им совершенно чужда мысль о расколе, хотя среди них живет немало раскольников, переселившихся сюда в давние времена из внутренних губерний. К сожалению, в некоторых местностях с преобладающим римско-католическим населением, а также на границе с бывшим царством Польским среди белорусов не исчезли еще обычаи, чуждые православию. Так, например, в этих местностях некоторые старые люди учат детей своих не только русским, но и польским молитвам, «паце- рам», изображают на себе крестное знамение протянутыми пятью, а не тремя пальцами, соблюдают католические праздники и посты, например, постпо субботам. Некоторые православные христиане, из-за дальности своих храмов, иногда посещают католические костелы и вместе с католиками поют молитвы по кантычкам (молитвенникам). Чуждые православию обычаи еще крепче поддерживаются во многих смешанных семьях, особенно в таких, в которых мать семейства католичка, а отец православный. Подобная мать предпочитает водить своих детей в костел вместо церкви.

Народное образование

В1896 г. в 6 губерниях Северо-Западного края существовало 1406 народных школ, церковно-приходских – 3980, всего – 5386 школ на 6 949 431 человек сельского населения. Количество церковно-приходских школ и школ грамоты, а вместе с тем и количество учащихся в них детей, особенно значительно в местностях с преобладающим православным населением; к таким местностям принадлежат: в Виленской губ. –уезды Вилейский, Дисненский и отчасти Лидский; в Могилевской и Гродненской губ. – все уезды за исключением Сокольского и Белостокского; в Витебской–Витебский, Лепельский и Невельский уезды, в Минской – уезды Новогрудский, Речиц- кий и Игуменский. В местностях с иноверным и иноплеменным населением церковно-приходские школы распространяются весьма слабо, особенно в Ковенской губ. и в Виленском, Трокском и Свенцян- ском уездах Виленской губ. Общее число учащихся в народных и церковно-приходских училищах представляется в следующем виде. В Виленской губ, тех и других школ–740, учащихся–25 965, т.е. всего обучается 7,6 % детей школьного возраста; в Ковенекой губ. школ – 262, учащихся –13 036, т.е. 6,9 % детей школьного возраста; в Гродненской губ. школ – 1226, учащихся – 46 458, т.е. 26,7 % детей школьного возраста; в Минской губ. школ –476, учащихся –19 900, т.е. 14 % детей школьного возраста; в Могилевской губ. школ–1846, учащихся–54 635, т.е. 34,2 % детей школьного возраста; в Витебской губ, школ – 858, учащихся – 25 964, т.е. 8,3 % детей школьного возраста. Учащиеся православного исповедания преобладают в училищах Гродненской, Могилевской, Минской и Витебской губ.; учащиеся же римско-католического исповедания преобладают в училищах губерний Ковенекой и Виленской. Наличное число училищ недостаточно, особенно в местностях со сплошным иноверным и иноплеменным населением Ковенекой и отчасти Виленской губерний. Существенным препятствием к более широкому развитию и укреплению народных школ в Северо-Западном крае, и особенно в местностях с иноверным и с иноплеменным составом населения, служит крайне враждебное школам влияние латинского духовенства, преимущественно Ковенекой губ., на местное инородческое (литовское) население. В тесной связи с этим влиянием не перестают появляться в северо-западных губерниях тайные школы. Так, в 1896 г. было открыто в разных местностях 74 тайных школы. Среди того же иноверного и инородческого населения продолжает развиваться домашнее обучение в духе, враждебном всему русскому и православному. На бывшем в 1893 г. в Киеве съезде представителей епархиальных училищных советов заявлено было, что церковные школы преимущественно перед школами других ведомств должны открываться в местностях с населением смешанным, иноверным и сектантским, так как там они могут иметь значение не только образовательное, но и миссионерское. На том же съезде было заявлено, что католическое население в Северо-Западном крае – большею частью из бывших некогда православными белорусов – охотно посылает своих детей в церковно-приходские школы. Дети католиков заучивают в школах, наравне с детьми православными, символ веры, читают жития святых; со стороны родителей-католиков встречаются возражения только против обучения их детей церковному пению.



<< Предыдущая :: Следующая >>