Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Полоцкая епархия


В Полоцкой епархии числится в 1898 г. православных 772182 души, приходов – 307. Из приходских церквей 12 соборов (в том числе один кафедральный) и 296 приходских церквей (из них 8 единоверческих). К этому числу прибавляются 19 церквей монастырских, 8 – при казенных заведениях, 6 – домовых, 99–приписных, 69–кладбищенских. Общее число всех церквей в епархии 507, часовен – 158, монастырей – 6: три мужских (1 Витебский – Марков, 1 класс; Полоцкий-Богоявленский, 2 класс; Невельский-Преображенский, заштатный) и три женских: (Полоцкий Спасо-Евфросиниевский, 1 класса; к нему, по Высочайшему повелению 1879 г., причислен бывший заштатный мужской Борисоглебский монастырь близ Полоцка; Тадулинекий, 2 класса, и Цербиловсьсий заштатный, обращенный в 1895 г. из 3-классного мужского). Духовенства в епархии: а) белого: 16 протоиереев, 334 священника, 80 диаконов, 300 псаломщиков; б) монашествующего: 3 архимандрита, 14 иеромонахов, 4 иеродиакона, монахов – 3, монахинь – 65. Школ церковно-приходских: второклассных – 2; двуклассных – 9; одноклассных –167 (в том числе 3 церкви-школы); образцовых – 2; грамоты–529. Учащихся: в церковно-приходских школах – 7911, в школах грамоты – 9519, всего –17 430.

Могилевская епархия первоначально входила в состав Полоцкой епархии. Это продолжалось от начала XII до конца XVI века (1104–1596). С принятием унии полоцким епископом (в 1596 г.), православный Могилев отделился от Полоцка. На Варшавском сейме 1632 г. православные выхлопотали для Могилевской епархии назначение православного епископа (кроме бывшего там униатского), с местожительством ему в Могилеве. Этим положено начало самостоятельной Могилевской епархии, отдельной от Полоцкой. Первым могилевским, мстиславским и оршанским епископом был избран в 1632 г. И о с и ф Бобрикович, из игуменов Виленского СвятоДухова монастыря, с оставлением за ним этого монастыря. Он скончался в Вильне в 1635 г. и там погребен киевским митрополитом Петром Могилой. С тех пор преемство Могилевских епископов почти не прерывалось до вступления на кафедру Георгия Конисского. По смерти Конисского, при преемнике его Афанасии Вольховском (1795–1797), несмотря на множество затруднений, возвратилось в православие довольно много униатов. Затруднения эти совершенно затормозили воссоединение униатов при известном проповеднике, архиепископе могилевском Анастасии Братановском (1797–1805) и его преемниках. Только старанием архиепископа Гавриила Городлова (1831–1837) разновременно обращены в православие многие униатские церкви с прихожанами (более 35 тыс.) и два униатских монастыря, а также пять римско-католических костелов. При архиепископе Смарагде Крыжановском (1838–1840) последовало общее воссоединение всех остальных униатов Могилевской епархии. Всего было здесь до 150 униатских приходов. После кратковременного управления архиепископа Исидора Никольского (1840–1844), могилевскую кафедру занял архиепископ Анатолий Мартыновский (1844–1860)2. Он был сын воссоединенного из униатов священника Подольской епархии; состоял сначала бакалавром Киевской духовной академии, с 1840 г. был викарием екатеринбургским, а с 1841 г. – острожским. Вступив в управление Могилевской епархией, преосвященный Анатолий нашел только 337 храмов (из общего числа 526) в удовлетворительном состоянии. Остальные совершенно обветшали и находились в жалком виде. Много забот и усилий употреблено преосвященным Анатолием на приведение в лучшее состояние как церквей, так и монастырей. Благолепие монастырских храмов, древнее пение в них и чинное богослужение должны были, по мнению преосвященного Анатолия, служить образцами подражания для сельских причтов и церквей. В подтверждение этого своего мнения преосвященный Анатолий ссылался на пример Германии, где со времени введения лютеранства и разрушения монастырей немцы стали строить лишь малые и неуклюжие церкви. Живое участие преосвященного Анатолия в религиозной жизни пасомых отразилось в частом поучении им народа истинам веры и нравственности, в учреждении катехизических поучений в разных местах епархии (в 20 многолюдных приходах) и в устройстве церковных школ. Таких школ в 1847–1860 гг. было около 100, в них обучалось более 1300 детей. Незабвенное благодеяние духовенству оказал преосвященный Анатолий созданием и благоустройством при Буйничском монастыре приюта для воспитания девиц духовного звания. Приют этот преобразован впоследствии в женское училище духовного ведомства. Преосвященный Анатолий оставил несколько весьма ценных богословских трудов, из коих особенно замечательны: «Об отношении Римской Церкви к другим христианским Церквам» и «Вера, надежда и любовь» – книга выдержавшая изданий.



<< Предыдущая :: Следующая >>