Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Полоцкая епархия


детей православных крестьян. Не встречая должной поддержки со стороны некоторых начальников Витебской губ., преосвященный Василий в 1863 г. просил об увольнении на покой. Но, по убеждению обер- прокурора Святейшего Синода, он оставался на своей кафедре в самое трудное время польского мятежа и только 27 марта 1866 г. был уволен от управления Полоцкой епархией с назначением в члены Святейшего Синода; скончался 21 января 1879 г. и погребен в своем имении (с. Любашкове) в Витебской 176. Вовсе время святительского служения преосвященного Василия в Витебской губ. (от 1834 до 1866 г.) в ней переменилось 11 губернаторов. Некоторые из них стояли далеко не на высоте своего призвания, как неоднократно жалуется на них в своих записках преосвященный Василий.

После архиепископа Василия полоцкой кафедрой управлял, почти 10 лет, преосвященный Савв а Тихомиров (1866–1874), сын пономаря Владимирской губ., с 1861 г. ректор Московской духовной академии, с 1862 г. Епископ Можайский. Преосвященный Савва деятельно принялся за обновление и украшение кафедрального собора, а также сельских церквей и монастырей. Из 290церквей в епархии (в 1866г.) нуждались в переделке 128 церквей. В первые годы управления епархией преосвященному Савве удалось собрать в пользу церквей своей епархии деньгами около 20 тыс. руб. и кроме того от московских церквей, монастырей и от частных лиц, с благословения митрополита Филарета, было получено весьма много священной утвари и различных вещей. При архиерейском доме в 1871 г. был открыт склад для продажи церковных вещей и книг. Из православных церквей весьма немногие имели местночтимые иконы. Между тем редкий из 96 римско-католических костелов не обладал какой-либо святыней, привлекавшей чествование не только католиков, но и православных. По ходатайству преосвященного Саввы, в 1871 г. была доставлена из Киева часть нетленных мощей св. Евфросинии в Полоцкий Спасо-Евфросини- евский монастырь, основанный св. Евфросинией еще в 1125 г. В этом монастыре хранится еще от ее времени животворящий крест с частицами древа Господня и святых мощей. В1867 г. было открыто братство во имя святителя Николая и преподобной Евфросинии. Преосвященный Савва застал в Полоцкой епархии только троих духовных лиц с академическим образованием, да и те состояли не на епархиальной, а на учебной службе до ведомству Министерства народного просвещения. Желая оживить Полоцкую епархию притоком свежих сил, преосвященный Савва старался привлечь на епархиальную службу достойных лиц из других епархий, особенно из Москвы и Смоленской епархии. С 1874 г. стали издаваться «Полоцкие епархиальные ведомости». По настоянию преосвященного Саввы, все священно-церковнослужители должны были отправлять службу Божию и все требы церковные истово, с благоговением. Они должны были возможно чаще читать в церквах поучения к народу. Обозревая епархию, сам преосвященный просматривал эти поучения и следил за исправным ведением церковных летописей. Белорусский народ вообще религиозен и набожен, ноего религиозность, до уничтожения крепостного права и даже до заведения школ, не была осмысленна; его набожность была проникнута каким-то безразличием. Белорус безразлично посещал и свой православный храм, и латинский костел, с одинаковым усердием поклонялся и православной святыне, и мнимым, большей частью святыням римско-католических костелов; приходя в православный храм, он нередко читал по- польски сочиненные молитвы, крестился, «кленчил» и ложился на землю «крыжем» с распростертыми руками, по католическому обычаю. В праздник Сретения Господня во многих приходах Полоцкой епархии народ приносил в церковь свечи, называемые «громницы», для освящения. Крещение совершалось большей частью через обливание. К исповеди и святому причастию являлись крестьяне, по примеру католиков, в самый день прйчащения, без приуготовительного говения. Посты соблюдались и православные, и католические, как, например, многие постились, кроме среды и пятницы, еще и в субботу. Преосвященный Савва, неутомимо потрудившийся о благоустройстве воссоединенной полоцкой паствы, об окончательном слиянии ее с древле-православною и об уничтожении остатков униатской старины, былперемещен (13 декабря1874 г.) на харьковскую кафедру; скончался он в сане тверского архиепископа (13 октября 1896 г.), незадолго перед смертью удостоенный за свои ученые труды редкой степени доктора церковной истории.



<< Предыдущая :: Следующая >>