Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Состояние унии при Екатерине II, Павле I, Александре I и воссоединение униатов при Николае!


Он родился в 1798 г. 26 декабря в селе Павловке Киевской губ. Липовецкого уезда. Отец его был униатский священник, но происходил от православных предков. В детстве Семашко любил ходить с дозволения родителей в местную православную церковь, обращенную в 1794 г. из униатской. С отличием окончил Семашко средние и высшие школы и уже на 24-м году своей жизни в звании безженного священника, был отправлен своим епархиальным начальством в Санкт-Петербург для участия в высшем управлении Униатской Церкви. Отличаясь сильным умом, высоким просвещением и твердой волей, Иосиф Семашко скоро успел постигнуть бедственное, безвыходное положение родной Униатской Церкви. Воспоминания детства, русское чутье, светлый ум и учение подсказали ему, что для униатов единственное спасение в возвращении их к вере их предков–православию. В то время на русском престоле был государь Николай Павлович (1825–1855), ревнитель православной веры, охранитель чести и силы русской державы и народности. Он принял под свое твердое покровительство задуманный Иосифом план воссоединения всех западнорусских униатов с Православной Церковью. Сподвижниками преосвященного Иосифа в этом деле явились униатские епископы Антоний Зубко,

епископ брестский, и Василий Лужинский, епископ оршанский, викарий Белорусской епархии. Многие из старшего более просвещенного духовенства униатских епархий скоро также стали под знаменем Иосифа. В1828 г. униатам даровано было самостоятельное управление, независимое от римлян. Образовано две униатские епархии – Литовская и Белорусская. Для детей униатского духовенства была открыта в Жиро- вицах семинария. По распоряжению правительства было закрыто множество вредных базилианских монастырей. Старанием преосвященного Иосифа, епископа литовского, и его сподвижников стало выводиться из Униатской Церкви то, что ей навязано было или само вкралось от латинства, стали восстанавливаться уставы и обряды православия, возвращалось древнее устройство и самих униатских храмов, строились иконостасы, ставились по-православному престолы. С1834 г. по униатским церквям стали рассылать православные богослужебные книги, изданные Святейшим Синодом, которые должны были заменить испорченные униатские издания, во многом переделанные на латинский лад. Когда эти меры довольно тесно сблизили униатов с православными, преосвященный Иосиф с ближайшими своими сподвижниками открыто стал приглашать униатское духовенство к возвращению к прародительскому православию. На отеческий голос своего любимого архипастыря откликнулось почти все духовенство. Движение в униатской среде отразилось и в народе: уже с 1833 по 1838 гг. присоединилось к православию до 160 тыс. западноруссов. Это было так называемое частное воссоединение, за которым готовилось общее воссоединение всех западно-русских униатов в 1839 г.



<< Предыдущая :: Следующая >>