Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

СОСТОЯНИЕ ПРАВОСЛАВНЫХ ЕПАРХИЙ ЛИТОВСКОЙ, МИНСКОЙ, ПОЛОЦКОЙ И МОГИЛЕВСКОЙ ПОД ВЛАДЫЧЕСТВОМ РОССИИ ДО НАСТОЯЩЕГО ВРЕМЕНИ (1795–1898)


Преемником преосвященного Макария был архиепископ Александр Добрынин(23мая1879г.– 28 апреля 1885 г.), сын священника Ярославской губ., магистр богословия Санкт-Петербургской духовной академии; в 1851–1860 г. – ректор Литовской семинарии; 1860 г. – Епископ Ковенский; 1868 г. – Епископ Минский; 1877 г. – Архиепископ Донской; 1879 г. – Архиепископ Литовский. Большую заслугу для Литовской епархии оказал преосвященный Александр еще будучи ковенским єпископом и ближайшим и постоянным сподвижником пораженного в то время недугами митрополита Иосифа. Приезжавшие на службу в Северо-Западный край русские деятели неизменно пользовались драгоценными советами, указаниями, помощью этого благодушного и умного иерарха. Принты и церкви Ковенской и частью Виленской губ. своим обеспечением и благосостоянием обязаны наиболее стараниям преосвященного Александра, епископа ковенского. Еще в должности викария он освятил до 70 новых и перестроенных церквей Литовской епархии и открыл множество церковных братств при вещественном своем содействии. «Преосвященный Александр прибыл с Дона в Вильну (в 1879 г.) с надломанным здоровьем и под влиянием времени и трудов». Большинство духовенства, знавшее его доброту, ласковость и нестяжательность еще в бытность его ректором Литовской семинарии и затем викарием Литовской епархии, встретило его с необыкновенным восторгом. «Мне не нужно будет изучать дела епархии и людей с таким усилием и неудобством, – говорил преосвященный Александр при первом представлении ему виленского духовенс- тва,–как это бывает необходимо при иных условиях; здесь эта дела и лица мне известны... Ни по свойству моего характера, ни по душевному моему настроению я не люблю относиться к людям сурово: я всегда избегал по отношению к духовенству жестких мер, вроде наказаний... тем более не желал бы применять эти меры в здешней епархии». Вступив в управление литовской паствой, архиепископ Александр часто стал делать разъезды по епархии для богослужения, для освящения и осмотра церквей. Вскоре затем он был вызван для присутствования в Святейший Синод и пробыл в Санкт-Петербурге от 23 мая 1880 г. по 2 мая. В Санкт-Петербурге владыка перенес жестокий ревматизм. Здесь же он был глубоко потрясен злодейским убиением (1 марта) императора Александра П. В кратковременное управление преосвященного Александра Литовской епархией можно отметить следующие события. 20 февраля 1880 г. учреждена при Виленском женском училище для содержания одной из воспитанниц стипендия имени императора Александра II. Капитал на эту стипендию, 1 тыс. руб., пожертвован духовенством Литовской епархии (600 руб: внес сам владыка), в память 25-летия благодетельного царствования Александра II. В 1880 г. несколько сот лиц, присоединившихся к православию из латинства в 1865–1867 гг., открыто объявили себя римско-католиками. Высокая покровительница женского училища, в Бозе почившая государыня императрица Мария Александровна, завещала капитал, на проценты с которого училищное начальство стало устраивать (с 1881 г.) экипировку для всех оканчивающих курс учения воспитанниц Виленского женского училища духовного ведомства. С1 января 1880 г. при всех церквах Литовской епархии заведены были церковно-приходские летописи для записывания важнейших событий церковно-приходской жизни. В 1882 г. последовало слияние православного Виленского Свято-Духовского братства и Виленского общества ревнителей православия в одно учреждение, под названием Свято-Духовского братства. В 1883 г. резолюцией владыки положено было учредить при каждом благочинии церковные склады для продажи книг религиозно-нравственного содержания, а также икон, крестиков и других священных изображений. В том же году духовенство некоторых благочиний (Влодавского) деятельно стало вводить в церквах общенародное церковное пение при богослужениях, а при некоторых церквах (Вельской) открыты были внебогослужебные религиозные собеседования.



<< Предыдущая :: Следующая >>