Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

Исторический очерк Православия, католичества и унии в Белоруссии и Литве

Состояние унии при Екатерине II, Павле I, Александре I и воссоединение униатов при Николае!


тыс. учеников.

Около того же времени стали обнаруживаться значительные совращения в католичество не только униатов, но и православных. В Белорусской епархии совратились в католичество целые приходы, недавно перешедшие из унии в православие. В 1803 г. в одной Полоцкой униатской епархии совращено было в католичество до 100 тыс. прихожан. Напрасно в это время издавались указы против совращений. Иезуиты и базилиане продолжали действовать в пользу католичества. Воссоединение же униатов с Православной Церковью замерло.

Впрочем, тяготение лучших униатов к православию не было уничтожено. Это тяготение выразилось в ревнивом оберегании остатков православия в унии и в уничтожении латинских наростов в унии. Стараниями Лисовского и его преемников: митрополита Григория Кохановича(1810–1814)иархиепис- копа Иоанна Красовского (1814–1821) деятельно подготовлялась почва к будущему слиянию Униатской Церкви с Православной. К 1805 г. Лисовский успел отчасти достигнуть отделения унии от латинства в обрядах и в управлении. 16 июня 1805 г. был образован особый греко-униатский 2-й департамент (отделение) в духовной коллегии для управления униатскими делами. Спасая Униатскую Церковь от окончательного поглощения латинянами, Ли> совский предлагал даже подчинить ее управлению Святейшего Синода. Возвратившись из путешествия в Иерусалим с отрощенной бородой и в рясе, Лисовский скоро учредил (1806–1807 гг.) в Полоцке семинарию для образования белого униатского духовенства. В церквах он заводил православные порядки, сам служил по архиерейскому служебнику московского издания и старался внушить своему духовенству, что обряды и церковные книги в Униатской Церкви – те же, что и в Церкви русской. Архиепископ Иоанн Красовский вместе с митрополитом Григорием Кохановичем были верными истолкователями заветов Лисовского. Кроме Лисовского, Красовского и Кохановича, за освобождение унии от латинского и польского рабства ратовали лучшие люди из белого униатского духовенства. Лучшие представители белого духовенства, входившие в состав так называемого брестского капитула, начиная с 1819 г. неоднократно жаловались русскому правительству на захват базшшанами церковных имуществ и на стремление их безраздельно властвовать в Униатской Церкви и вести ее всеми способами к соединению с латинством. В первой четверти настоящего столетия базилианам принадлежало в России 83 монастыря с 688 монахами и со множеством школ. Большая часть этих монахов были истые латиняне. Русское правительство не раз издавало указы против базилиан, но не могло сломить их силы, пока не явился на помощь ему из среды самих униатов знаменитый Иосиф Семашко.



<< Предыдущая :: Следующая >>