Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Сословный состав новопостриженных монахов и монахинь в 40-50-е годы XIX века


В целях улучшения его качественного состава допускались серьезные отступления от принципа наследственности, по которому сын священника должен был идти по отцовской стезе. Практика наследственности духовных должностей, установившаяся прочно еще в XVIII веке, вплоть до 1869 года была средством обеспечения бедных духовного звания. Из всех лиц белого духовенства в середине XIX века на 20 священнослужителей приходился лишь поступивший на службу без всяких обязательств семейству предшественника или без взятия замуж девицы, за которой сохранялось наследственное место. Указами Св. Синода 1867-1869 гг. были запрещены утвердившиеся правила жизни духовного сословия, кастовое устройство духовенства было расторгнуто юридически, хотя до фактического уничтожения сословной замкнутости было далеко. Указом от 16 апреля было положено начало новым штатам приходских церквей: малолюдные, бедные приходы соединялись с другими. Штат приходского причта каждой самостоятельной церкви ограничивался двумя лицами: священником или псаломщиком. 26 мая последовал еще Указ: «Об устройстве детей лиц православного духовенства», который открывал им возможность обеспечивать существование на всех поприщах гражданской деятельности. По своим правам дети священнослужителей были приравнены к детям дворян, дети церковнослужителей - к почетным гражданам; дети прочих низших служителей духовного ведомства (сторож, звонарь, певчий) - обязаны были приписаться к городскому или сельскому обществу с сохранением за ним свободы от податей и рекрутства. К 1875 году среди студентов университетов 46% оказалось бывших семинаристов. Церковное ведомство, стремясь предотвратить кадровый кризис, в 1879 г. добилось отмены этого решения. В эпоху царствования Александра II изменилась система обучения в духовных семинариях и академиях. Общеобразовательные предметы и все, что побуждало семинариста к размышлениям, устранялось из учебных программ. На содержание духовных заведений увеличились государственные ассигнования.

При императоре Александре II вопрос улучшения материального положения духовенства был поднят вновь. Первоначально с епархиальных архиереев были собраны сведения о доходах духовенства. На основании предоставленных сведений в присутствие по делам православного вероисповедания в некоторых епархиях была произведена реформа сокращения приходов и причтов. Из собранных сведений становилось ясным, из каких источников складывались доходы духовенства:



<< Предыдущая :: Следующая >>