Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

Эволюция государственно-церковных отношений и правового статуса Православной Церкви в России до начала синодального периода


Эволюция государственно-церковных отношений и правового статуса Православной Церкви в России до начала синодального периода.

В языческой Руси характерной была терпимость к различным вероисповеданиям, а с принятием христианства на Руси положение изменилось

православие стало господствующей религией и Церковь получила государственное обеспечение. Ей были переданы некоторые государственные функции, и прежде всего, судебная власть. Церковному суду подлежали дела: о разводе, двоеженстве, о браках, недозволенных степенях родства, об умычке девиц, о колдовстве, о драках между женщинами. Под церковную юрисдикцию попадали все преступления, касающиеся монашествующих, церковного причта, членов их семей, а также других людей, работающих на нужды Церкви. Кроме того, судебная власть Церкви распространялась на население тех земель, которыми она владела.

Большие привилегии Православной Церкви предоставили татарские ханы. Они заставили русских князей платить оброк епископским кафедрам, дали полную автономию церковному суду, освободили духовенство от дани, предоставили привилегии церковно-монастырскому землевладению. Монгольские завоеватели, будучи “язычниками”, весьма терпимо относились к верованиям покоренных народов. “Книга запретов”, утвержденная Чингисханом, повелевала монголам уважать всех богов, чьими бы они ни были. В грамотах, которые монгольские властители выдавали русским архиереям, говорилось: “Кто станет хулить веру русских или ругаться над нею, тот не найдет себе извинения, а наказан будет смертью”.

Такое уважение к чужой религии часто отсутствовало у российских государей. Так, например, когда православный царь Иван Грозный завоевал Казанское ханство, он посчитал необходимым крестить всех татар, которые исповедовали ислам. Усилиями администрации и духовенства многие тысячи жителей захваченных земель были насильно крещены.

В период правления Иоанна III, Иоанна IV государственная власть безоговорочно защищала интересы Православной Церкви (об этом свидетельствуют Соборное Уложение 1649г. и Судебники), тем не менее, объективно отношения между духовной и светской властью были неоднозначными и часто имели отпечаток личностных отношений иерархов. Примером этому могут служить следующие факты. В 1547 г. митрополит Макарий, венчавший Ивана IV на царство по “чину” коронации византийского императора, во время военных походов Ивана IV управлял вместо царя и единолично, без подотчетности, вел дипломатические переговоры. Однако после смерти Макария Иван IV развернул настоящую борьбу за подчинение



<< Предыдущая :: Следующая >>