Новости История Каритас Богослужение Образование Культура Детям
 

ИСТОРИЧЕСКИЙ ОПЫТ СОЦИАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ ЦЕРКВИ (ХIХ век)

сеть церковных учебных заведений


В XIX веке к монашескому служению почтительно относились представители всех сословий общества: от простого народа до высших светских чинов. Естественное стремление бывать на монастырских службах определялось желанием учиться у монашеского духовенства строгим обычаям и правилам православного благочестия, получать совет или заручиться молитвенной поддержкой духоносных старцев; также привлекала в монастырские храмы возможность помолиться у гробниц православных святых, стройное пение монашествующих. В сознании народа монахи - носители более высокой духовной жизни, чем белое духовенство, так как последнее не имело достаточно условий для ведения просветительской деятельности в народе: мешали заботы многодетного семейства, которые имел почти каждый белый священник, и тесное общение с мирскою средой, и сложность и разнообразие обязанностей в своем приходе.

Необходимо отметить, что количественные измерения размаха деятельности монастырей ни в XIX веке, ни в нынешнее время неуместны. Известно, что монастыри всегда принимали всех приходящих и нуждающихся в духовном врачевании, помощи, совете. Однако существует каноническое установление, чтобы к монастырской исповеди кающиеся приходили после благословения своего духовника или священника, который в пределах прихода окормляет своего подопечного и считает, что в определенных ситуациях окормляемому прихожанину нужен более высокий статус духовного лица и более глубокий духовный опыт. Поэтому до монастыря доходили особо нуждающиеся или те, кто своим высоким общественным положением снискал к себе особое расположение высшего духовенства. Например, к известным старцам Оптиной Пустыни Варсанофию, Леониду, Амвросию за духовным советом обращались русские писатели: Н. Гоголь, Ф. Достоевский, а также Л. Толстой, часто посещавший свою сестру Марию Николаевну Толстую - монахиню Шамардинского женского монастыря, находившегося недалеко от Козельского мужского монастыря - Оптина Пустынь.

К началу XIX века существовала целая сеть церковных учебных заведений, с десятками тысяч учащихся. С 1798 года для всех духовных Академий Указом Св. Синода была введена единая учебная программа, согласно которой будущих священнослужителей обучали чтению, письму, катехизису, уставу, арифметике, географии, истории, грамматике русского языка, синтаксису русского языка, поэзии, риторике, философии, богословию, языку латинскому, языку греческому, 3-ему европейскому языку (французскому, немецкому), высшему красноречию, физике, логике, метафизике, натуральной истории, правоучению. В приходских школах большинства епархий священнослужители преподавали лишь основные дисциплины: чтение, письмо, краткий катехизис, краткую священную историю, устав, пение. Грамотности народ обучало духовенство (особенно в сельской местности), которое считалось привилегированным классом общества, получавшем добротное образование в отечественных семинариях и академиях.



<< Предыдущая :: Следующая >>